Новости истории

05.02.2020
В результате деятельности черных археологов, охотящихся за сокровищами генерала Ямаситы, на филиппинском острове Панай увеличился риск оползней.

подробнее...

03.02.2020
При строительстве автомагистрали в Восточной Чехии обнаружен древний колодец, которому больше 7,5 тысяч лет. Это древнейшее из достоверно датированных деревянных сооружений в мире.

подробнее...

01.02.2020
Еще одна находка из трюма затонувшего в XVII в. голландского судна. На этот раз фрагмент шелкового ковра.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 
 
Сообщество читателей. Обсуждение книг и фильмов

Культура как объект научного анализа

«Культура» - ключевое понятие культурологии. Оно многозначно и несет большую семантическую нагрузку. Культура - целостный исторический тип, возникающий на основе территориальной, языковой, политической, экономической, социально-психологической общности.
Осознание важности отличия природы и культуры как первого шага на пути самосознания и самопознания человечества произошло в первобытную эпоху. В античности родилось представление о культуре как о многообразии навыков и умений, результате человеческой деятельности. Латинский термин "культура" имеет два значения: возделывание земли и способы ее возделывания; улучшение, облагораживание способов человеческого поведения и обычаев. Термин "культура" связан также с латинским словом "культ", под которым понимают почитание, поклонение, религиозное суждение.
В узком смысле под культурой понимается совокупность созданных человеком в ходе его истории материальных и духовных ценностей, прежде всего достижений в области искусства, науки и просвещения. Отсюда выводятся и основные формы культуры - материальная, духовная (художественная) культура.
В широком смысле культура - это форма и способ существования человека; искусственная среда, созданная человеком. Содержание культуры составляют исторически обусловленные формы отношения человека к природе, обществу и самому себе. В культурологии распространена традиция рассматривать культуру главным образом как искания человеческого духа, как ту область, которая лежит собственно за пределами природы человека и его социального существования, В этом случае культура представляется как область духовной свободы человека, творческий акт понимается как мистическое откровение, озарение творческого человека.
Типы культуры - это разновидности культуры, которые объединены какими-либо характерными чертами по определенному признаку или группе признаков. Тип культуры отражает определенный, исторически конкретный стадиальный уровень развития общественного производства и адекватный ему тип личности. Культурно-исторический тип - локально (замкнуто) существующий народ (народы) со своим языком, религией, искусством, наукой, техникой, государственностью.
По мере развития человеческого общества оно дифференцировалось, включало в себя все больше различных групп и подгрупп, отличающихся по полу, возрасту, этнической принадлежности, вероисповеданию, социальной, профессиональной, политической и т.п. принадлежности. Общества, независимо от политических режимов, имеют не монолитную, не расчлененную духовную культуру, а объединение целого ряда субкультур. Субкультура - это особое образование внутри общества, которое отличается от преобладающей и нормативной культуры по некоторым культурным признакам: обычаям, ценностями, стилю поведения.
Культура обладает двумя сторонами: устойчивой, традиционной, консервативной и развивающейся, новаторской. Культурная традиция как историческая память является важнейшим условием существования и развития культуры. Когда человек становится антагонистом собственной культуры, историческая память рушится и теряется накопленное культурное достояние. Опасность невосполнимых утрат особенно усиливается в переломные моменты истории народов и стран, когда изживают себя старые общественно-политические системы и формируются новые со своим набором моделей ценностного отношения к культурному наследию, к культуре вообще. Не случайно кризис культуры всегда ассоциируется со сменой, резкой ломкой миропонимания, основополагающих принципов места и роли человека, его исторического предназначения.
К изучению истории культуры возможны различные подходы. Одни сосредотачивают свое внимание на высших достижениях культуры, которые не канули в Лету после исчезновения самой этой культуры и ее носителей, но вошли в золотой фонд мировой культуры. Другой подход можно было бы определить как социокультурный. Явления культуры, возникающие в определенном обществе в ту или иную эпоху, рассматриваются как органический и неотъемлемый компонент социальной и духовной жизни именно этого общества. При этом выявляются исходящие из недр общества импульсы, которые оказывают воздействие на людей, образовавших это общество. Тем самым открывается путь к более глубокому проникновению в жизнь людей и к пониманию системы их сознания, ибо их "духовное вооружение", их представления о мире и о самих себе, их образ мыслей во многом определяют поведение и, следовательно, социальную структуру. Чем больше мы применяем разных ракурсов рассмотрения столь сложного феномена, как культура, тем более выпуклой, многомерной и стереоскопичной будет его картина.
Идея философского осмысления культуры, сложившаяся в XVIII веке, сохраняет свою значимость в современной культурологии и сосредоточилась вокруг двух основных направлений: понимание культуры как процесса непрерывного роста и характеристика ее как прерывного, циклического процесса. Несмотря на радикальные отличия друг от друга: первая разновидность объединяет модели развития культуры, построенные в соответствии с линейным принципом, отражающим развитие неживой природы, вторая - модели, созданные в соответствии с принципом цикла (по аналогии с развитием живого организма), обе разновидности выражают идею закономерного характера мирового культурного процесса.
В современных условиях многие западные культурологи приходят к выводу о невозможности последовательного проведения идеи единой культуры в форме линейной концепции. Более привлекательным становится использование "принципа жизни" в создании моделей развития культуры. Если прежние концепции были антропологически ориентированными, то есть построены на противопоставлении культуры как процесса человеческого развития и природы, то сейчас создается новая картина мира, направленная на понимание единства человека и окружающего мира.
Прогресс культуры - это постоянный процесс интеллектуализации общественной жизни и духовного, прежде всего нравственного совершенствования человека, наиболее полного раскрытия его творческого потенциала через субъективно заинтересованное свободное участие в создании материальных и духовных ценностей. Вся совокупность этих ценностей и сама творческая деятельность по их созданию и освоению человеком, собственно, и есть культура в ее наиболее общем и глубоком значении. Именно в культуре и через культуру народы и каждая отдельная личность обретают себя в своем уникальном и неповторимом историческом своеобразии и цельности.