Новости истории

05.02.2020
В результате деятельности черных археологов, охотящихся за сокровищами генерала Ямаситы, на филиппинском острове Панай увеличился риск оползней.

подробнее...

03.02.2020
При строительстве автомагистрали в Восточной Чехии обнаружен древний колодец, которому больше 7,5 тысяч лет. Это древнейшее из достоверно датированных деревянных сооружений в мире.

подробнее...

01.02.2020
Еще одна находка из трюма затонувшего в XVII в. голландского судна. На этот раз фрагмент шелкового ковра.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 
 
Сообщество читателей. Обсуждение книг и фильмов

Культурная антропология

Культура есть реализация человеческого творчества и свободы. Сколь многообразно человечество, столь многообразно и культурное творчество и развитие. Справедливо и обратное утверждение: культура творит человека. Подобная двусторонняя позиция порождает важную научную и этическую проблему: что самоценно - человек или культура?
"Антропос" - человек в переводе с греческого. Антропология - это наука о человеке. Она занимается всем, что имеет отношение к человеку, - физиологией, традициями и обычаями, языками, искусством и религией, историей цивилизации и т. д. Следовательно, человек - исходный пункт антропологического знания.
Основой человеческого бытия является природа. Человек, вобрав в себя все природное, выступает одновременно составной частью природы, ее высшим продуктом. Антропология призвана дать ответ на вопросы: каково место человека в природе? чем отличается человек от других животных? каков процесс человеческой цивилизации? Однако человек - это и общественное существо благодаря своим социальным свойствам и качествам. Человек - самая сложная биосистема.
Пониманию человека призвана помочь антропология, которая становится процессом самопостижения человека. Подобный процесс сочетает все имеющиеся в исторически определенной культуре познавательные формы - научные, обыденно-практические, эстетические, этические, религиозные, философские. Культура - порождение самого человека - особая сила, способная органически соединить в человеке природные и социальные качества. Человек понимается, таким образом, и не как чисто природное существо, и не как чисто социальное, и не как биосоциальный "кентавр", а как существо трехстороннее – био-социо-культурное. Человек оказывается и творцом культуры, и творением культуры, и носителем культуры. Культурная антропология изучает взаимодействие человека и культуры. Предмет культурной антропологии - принципы сотворения человеком культуры как "второй природы", как "мира человека", "ноосферы", говоря словами авторов биосферной концепции культуры, и пути сотворения человека культурой. Сущность человека в истории культуры  толковалась разноречиво - от аристотелева Zoon politicon (общественное животное) к средневековым Homo del (тварь Божья) и Homo faber (человек создающий), затем к просветительским Homo sapiens (разумный) и современным Homo economicus (экономический) и Homo ludens (играющий).
С момента своего появления культура реализует свою главную функцию - она компенсирует утраченную человеком способность генетически передавать поведенческие программы новым, неизвестным природе способом наследования - передачей накапливаемого человечеством опыта из поколения в поколение и от общности к индивиду. Ребенок приобщается к культуре усилиями родителей и учителей с первых дней жизни. Впитывая в себя культуру, входящий в жизнь человек обретает все свое духовное содержание - те или иные нравственные представления, те или иные религиозные взгляды (или атеистические), те или иные эстетические вкусы, те или иные политические убеждения.
В родовом и индивидуальном масштабах культура становится способом очеловечивания человека. При этом она решает другие задачи, нежели те, которые решает его социализация. Последняя включает индивида в структуру социума, делая его носителем определенных общественных отношений, исполнителем того или иного ансамбля социальных ролей. Культура формирует человеческую индивидуальность, поскольку наследование культуры, многостороннего опыта предков предполагает свободный - разумеется, с определенной долей условности на разных этапах истории человечества - выбор тех ценностей, которые данный индивид усваивает. Поначалу этот выбор осуществляет среда, потом школа и другие институты микросреды индивида, но по мере взросления он начинает самостоятельно выбирать все более широкий круг культурных предметов, вбирает в себя их духовное содержание. По мере развития человеческой цивилизации масштабы культурных богатств становятся столь значительными, что отдельный человек оказывается уже не в состоянии охватить и освоить все то, что накопила культура. Поэтому тот или иной выбор оказывается необходимым, неизбежным. Выбор, сделанный каждым человеком, становится в конечном счете единственным, как единственен и неповторим каждый человек. Так оказывается, что если индивидом человека делает природа, личностью - общество, то неповторимой, уникальной индивидуальностью его делает культура.
В этом смысле становится понятным, почему между этими двумя процессами возникают сложные, часто остро противоречивые отношения - в одном обществе существуют разные культуры и субкультуры, и в одной семье, в одном профессиональном коллективе, в одном сословии и классе мы встречаемся с широким разбросом индивидуальных культур; с другой стороны, историческая смена социальных систем не влечет за собой уничтожения старой культуры и конструирования новой.
Несмотря на существование множества культур, возможен диалог между ними, поскольку у истоков всех культур находится общий творческий источник - человек с его универсальностью и свободой. В диалог вступают не сами культуры, а люди, для которых соответствующие культуры определяют смысловые и символические границы. Диалог культур - это взаимопонимание и общение между различными культурами во времени и пространстве, духовное сближение культур, способ приобщения отдельной личности к многообразию культур. По выражению М. М. Бахтина, культура может существовать только на границах: между днем сегодняшним и прошлым, между различными формами культурной деятельности, между произведениями различных авторов. Диалог как принцип культурного развития позволяет не только органично заимствовать лучшее из мирового наследия, но и вынуждает человека подать "свой" голос, совершить личностное переосмысление "чужой" культуры. Только внутреннее переосмысление культурных ценностей, только активный диалог с культурными фигурами делает человека культурным, приобщенным к большому космосу культуры. Каждая культура - по сути "двуликий Янус". Ее лицо столь же напряженно обращено к иной культуре, к своему бытию в иных мирах, сколь и внутрь, в стремление изменить и дополнить свое бытие. Процесс сотворения человека культурой проходит стадии культурного обмена и аккультурации. Аккультурация - взаимодействие и взаимовлияние различного типа культур, процесс длительного контакта одной группы индивидов с другой.
Изменения, происходящие сегодня в обществе, требуют выработки новых представлений о развитии общества, в центре которых - подход к человеку как к высшей ценности, самоцели и главному условию развития общества. Человек должен жить в таком обществе, которое соответствовало бы его интересам, желаниям, помыслам и целям.