Миф и наука: двуединство культуры
Миф - исторически первая форма культуры, особый способ понимания и осмысления мира, основанный на бессознательном породнении человека с силами природы и общества.
Мифология складывается на первой ступени истории культуры и обусловливается диалектикой первоначального отношения человека к природе. С одной стороны, реальная, практическая слабость человека перед лицом могущественной, загадочной и почти безраздельно властвующей над ним природы рождала страх и поклонение ей в образе обожествляемых (первоначально тотемных) животных, затем солнца как источника тепла и света, кормилицы-земли ("Мать сыра земля"), воды, обеспечивающей плодородие. С другой стороны, развивающееся и медленно, но непрерывно совершенствующееся ремесло, благодаря которому человек одерживал победу над животными и начинал освобождаться от беспредельной власти над ним природы, обусловливало развитие эстетического отношения к миру как эмоционального осознания этой свободы. Так изначально складывалась двойственность религиозного и эстетического отношения человека к миру, сохранившаяся на протяжении всей истории культуры, хотя формы ее менялись на каждом этапе этой истории. Смысл мифа - стремление освоить, объяснить окружающий мир. В основе мифа - архетип - заданная форма психической активности. Механизм мифа - апелляция к индивидуальномуличностному началу, конкретные образы, а не понятия, Миф наделяет единичные события символическим значением и всеобщим характером. Основные функции мифа - упорядочение человеческой жизни, социализация , передача опыта и регуляция поведения, формирование и воспроизведение идентичности.
Культура знает как бы два движения - движение "вверх", к отвлечению от повседневных забот каждого, к обобщению жизненной практики людей в идеях и образах, в науке, искусстве и просвещении, в теоретическом познании, и движение "вниз" - к самой этой практике, к регуляторам повседневного существования и деятельности - привычкам, вкусам, стереотипам поведения, отношениям в пределах социальных микрогрупп, быту и т.д. В своем бытии и в своей истории культура двуедина, тяготея, с одной стороны, к духу, с другой - к жизни, повседневности и быту.
Существовала очень широкая полоса исторического развития, где описанные два регистра культуры еще не разделились, и их нераздельность выражалась в определенных типах общественного поведения. Эту полосу исторического развития составляли архаические культуры, а этими типами общественного поведения были ритуалы и обряды. Суть архаического мировосприятия состоит в том, что любые существенные действия из тех, что составляют и заполняют человеческую жизнь - рождение, брак, смерть, основание города, дома или храма, освоение новой территории, запашка земли, повторяющиеся празднества, прием пищи и т. д., - обладают значением и ценностью не сами по себе, а как повторение мифологического, идеального образца, средством же такого повторения и доказательством его реальности служит ритуал. Ритуал выступает как форма трансляции мифа. Миф проявляется в тотемизме, магии, анимизме и обретает свою плоть и кровь в ритуале. Тотемизм представлял собой убежденность, что каждая группа люде й т ее но связана с каким-либо тотемом - животным или растением - и находится с ним в родственных отношениях. Анимизм - это вера в одушевленность природы. Вещественной формой анимизма был фетишизм, который заключался в обожествлении особого предмета, наделении его сверхъестественной силой. Магия выступает как особый способ воздействия на вещи, связанный с представлением об их мистическом смысле.
В результате между основными моментами трудового и повседневно-бытового обихода, с одной стороны, и образами коллективно-трудовой и космически-мировой жизни, с другой, то есть между двумя намеченными выше регистрами культуры устанавливались отношения параллелизма, внутренней связи и взаимообусловленности.
В большинстве мифологий существует представление об отделении богами тверди от хляби и о выделении организованного, упорядоченного пространства из первозданного хаоса как об изначальном акте творения. Поэтому овладение новой землей или распахивание земли под новый урожай сопровождалось ритуалом, то есть повторением изначального мифологического акта творения. Именно человек, созданный Богом по своему образу и подобию, становился тем, кто повторял на земле божественный акт творения.
В своей ориентированности на сверхъестественное первобытные люди были склонны признавать за видимыми предметами и фактами силы невидимые. Как считал французский этнограф К. Леви-Строс, вторжение этих сил они чувствовали каждый раз, сталкиваясь с необычным явлением. Они (силы) дают содержание мифам, которые не объясняют, а только отражают непознанные явления природы. Силы природы персонифицируются, образуя сложный пантеон политеизма. Монотеизм собирает все проблемы в одной точке. Этот момент отражен и в самой религии, которая, в конечном счете, признает божественную сущность, не доступную разуму, приводя все к общему знаменателю, дает ему имя, наделяет определенными качествами и таким образом создает своеобразную модель мироздания, в которой человек занимает центральное место. Духи и божества политеистических верований так же, как и единый бог монотеизма, служат человеку в той мере, в какой его действия находятся в согласовании с религиозными предписаниями. В отличие от науки религия, в том числе и первобытная, заключает в себе весь комплекс духовно-практических проблем, причем ее цель - не отражение действительности, а прямое, идеальное удовлетворение духовных и практических нужд человека. Таким образом, в создании аппарата магии выражается не только страх человека перед таинственными силами, но и вера в свою возможность управлять ими.
История дана нам как совокупность человеческих поступков, поэтому для понимания ее первостепенно важны стимулы этих поступков - регуляторы общественного поведения. Они могут быть двух родов, двух порядков. Регуляторы первого порядка прямо связаны с выживанием человека и действуют на него извне, как некоторые объективные силы. Таковы регуляторы экономические или правовые. Регуляторы второго порядка выступают не столько как проявления внешнего принуждения, сколько как содержание сознания. Каждая эпоха по-своему представляет категории времени, пространства, собственности, власти, права, семьи, дружбы, и эта особенная, лишь данному обществу присущая система представлений, или "картина мира", оказывает существенное влияние на мировосприятие, на сознание и, следовательно, на поведение людей. В наши дни в качестве таких, далеко не всегда осознаваемых, регуляторов общественного поведения второго порядка выступают социальная мифология, имидж лидеров, престиж, мода и, в частности, архетипы массового сознания.
Мифы представляют собой особую универсальную реальность культуры. Никакое общество не может существовать, если основная масса его граждан не готова выступить на его защиту, спокойно подчиняться его законам, следовать его нормам, традициям и обычаям. И напротив, общество сохраняет жизнеспособность лишь тогда , когда у граждан есть убеждение в осмысленности его норм, в наличии у него своих ценностей и потенциальной их осуществимости, в значительности его традиций. Между тем сама действительность не дает для такого убеждения непосредственно очевидных и бесспорных оснований, поскольку она никогда не совпадает с той, какую хотелось бы видеть, и интересы каждого никогда не могут просто и целиком совпадать с общими. Неизбежно возникающий зазор если не исчезает, то отступает на задний план лишь там, где человек способен верить в свое общество и в его ценности, разумеется , исходя из жизненных обстоятельств, но в конечном счете как бы и поверх их. Содержание такой веры "поверх жизненных обстоятельств", всего подобного восприятия своего общества в целом и возникающий отсюда его облик и образуют миф.
Миф и наука-это различные функции жизни. Наука - форма сознательного, рационального объяснения мира.
В современном обществе высказывается критическое отношение к рациональной составляющей в науке. В европейском сознании наука является доминирующей сферой культуры, начиная с нового времени и до современности. Она до сих пор выступает главной коммуникативной силой в культуре. Наука была и остается основой европейского типа культуры и важнейшим отличительным признаком этой культурной традиции. Нигилизм по отношению к ней есть "пораженчество гуманизма" (этим выражением Томас Манн охарактеризовал Освальда Шпенглера, познакомившись с его "Закатом Европы") и равносилен духовному самоубийству. Наука сегодня вырабатывает свои - хотя и не традиционные (логика и анализ) - методы решения проблемы. В процессе формирования новой культуры (нетехнократического типа) неизмеримо возрастает роль способов и средств, с помощью которых можно и нужно вырастить человека в человеке - "внутреннего человека" (Ф. М. Достоевский).
Вместе с тем , между мифом и наукой есть нечто общее. Наука основана на образцах - парадигмах. Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) - строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности. Основа парадигмы - ритуал как тип выражения веры или приверженности определенным символическим системам. Новая парадигма обычно связана с научной революцией - временем крушения авторитетов, школ, институтов, моделей. Конкретная наука, прежде всего социальная, - мифологична, поскольку включена в контекст каждого конкретно-исторического периода, наполнена его ценностным содержанием и смыслом.