Новости истории

05.02.2020
В результате деятельности черных археологов, охотящихся за сокровищами генерала Ямаситы, на филиппинском острове Панай увеличился риск оползней.

подробнее...

03.02.2020
При строительстве автомагистрали в Восточной Чехии обнаружен древний колодец, которому больше 7,5 тысяч лет. Это древнейшее из достоверно датированных деревянных сооружений в мире.

подробнее...

01.02.2020
Еще одна находка из трюма затонувшего в XVII в. голландского судна. На этот раз фрагмент шелкового ковра.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 
 
Сообщество читателей. Обсуждение книг и фильмов

Народы арабской Африки

К странам арабской Африки относятся АРЕ, Судан, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Мавритания. Культура народов, населяющих эти государства, имеет как общие культурные традиции, так и свои локальные особенности. Так, жители долины Нила этнически и культурно отличаются от жителей Магриба и Сахары, потому что за их плечами стоит древнейшая, в корне африканская цивилизация. Этническую основу древних египтян составило население североафриканского, а не переднеазиатского происхождения.
АРЕ расположена в северо-восточной части Африки, на стыке африканского и азиатского материков. По площади АРЕ больше Франции, Италии, Швейцарии, вместе взятых, но почти вся ее земля – это пустыня да горы. Только Нильская долина, занимающая немногим больше 3% площади страны, является плодородной. Это меньше территории одной Швейцарии. Скученно живут здесь 44 млн. египтян – до 600 человек на кв. км. Страна в целом задыхается от земельного голода. Именно здесь, в узкой ленте долины Нила, к северу от его первых порогов и зародилась (в V-IV тыс. до н. э.) египетская цивилизация, базирующаяся на земледельческом хозяйстве. Нильский ил за тысячи лет до возникновения пирамид и в последующие века позволял собирать ежегодно по два и даже по три обильных урожая.
Как подтверждают данные археологии, Египет знал эпоху раннего и позднего палеолита, а в начале IV тысячелетия до н. э. в долине Нила, по-видимому, стали возникать мелкие примитивные  государства. В результате многовекового процесса их объединения, вызванного экономическими и политическими потребностями, в конце IV тысячелетия до н. э. появляются два сравнительно крупных государства. Около трех тысяч лет до н. э. в Египте создается государство во главе с фараоном. В древние эпохи существования мощных централизованных государств (царств) Египет в силу своей относительной географической изоляции, бедности лесом, металлом развивался крайне медленно. Все же главную причину его застойности следует искать в длительном сохранении в обществе пережитков первобытнообщинного строя, таких как земледельческая сельская община, долговое рабство. В древнеегипетском обществе были весьма сильны пережитки материнского рода. Интереснейшей особенностью Египта было необычайное для рабовладельческих государств высокое положение женщины в семье и общине. Женщина владела и самостоятельно распоряжалась собственностью, обладала равными с мужчиной юридическими правами, могла без согласия супруга уйти от него. Как сообщает Диодор Сицилийский, у египтян «в частных брачных контрактах всегда подчеркивается, что главенство над мужем будет принадлежать женщине, в то время как муж обещает слушаться ту, на которой женится». Передача престола в Египте по женской линии тоже относится к числу пережитков материнского рода. Наследницей царского трона считалась дочь фараона, а не его сын. Фараоном становился муж царицы-наследницы.
В Древнем Египте политической надстройкой являлась деспотия – разновидность монархии. Даже для рабовладельческой формации эта форма управления государством считается отсталой. Но Египет – страна классической деспотии. Фараон был облечен высшей законодательной, исполнительной и судебной властью, его имя никто не смел произносить вслух. Да и видеть обожествленного при жизни фараона никто не мог, за исключением узкого круга высших сановников. Последние падали перед ним ниц, целовали следы его ног.
Прославленные на весь древний мир Фивы были столицей Египта при XI династии фараонов (XXI в. до н. э.) и в период Нового царства (с XVI до XI в. до н. э.). Тогда считалось, что жизнь кончается там, где садится солнце, на левом берегу Нила. Фивы делились на две части, разрезанные Нилом: город живых на востоке – на правом берегу; город мертвых на западе – на левом. Ныне легко переплыть Нил и очутиться в городе мертвых. Но в незапамятные времена этот путь был путем смерти. Умирал фараон. Грандиозная траурная процессия шествовала вдоль аллеи сфинксов в несколько километров длиной, доходила до Нила, пересекала его на ладьях и продолжала путь к воротам города мертвых – к колоссам Мемнона. Траурная процессия останавливалась у колоссов. Под страхом смерти никто не имел права проникнуть в город мертвых, никто не должен был знать место захоронения очередного правителя. Лишь верховный жрец да строители города мертвых — рабы сопровождали до места вечного упокоения забальзамированное тело, укрытое в нескольких саркофагах, вдетых один в другой. Чтобы фараон осуществил свое посмертное право сопровождать солнце, в гробницах было предусмотрено все, до последних мелочей. Книга жизни, Книга дверей и Книга загробного мира непоблекшими фресками развернуты на стенах гробницы. Их должен выучить фараон, чтобы попасть в свиту солнца. На стенах был нарисован даже план могилы на тот случай, если душа заблудится в ней. Вход надежно замуровывался, рабов-строителей, знавших место захоронения, убивали.
В городе жизни (ныне – селение Карнак) остались развалины самого большого храма в мире – храма Амона-Ра, верховного святилища эпохи Нового царства. Его строили две тысячи лет, с XXII до II века до н. э. От храма остались 134 огромные колонны, выполненные в виде гигантских лотосов. Колонны возводились при Рамзесе I и Сети I, а больше всего при прославленном Рамзесе II. В Карнаке до сих пор стоит чудесный обелиск – монолит Рамзеса II высотой 29 метров и весом 320 тонн. Выходя из Храма Амона-Ра, можно увидеть ворота Птолемея, с которых Наполеон приказал скопировать парижскую Триумфальную арку.
Культура древнего народа была многогранной, она оказала благотворное влияние на соседние народы. Астрономия, медицина, геометрия, математика, металлургия меди и бронзы находились в Древнем Египте на высоком уровне. Творение рук простых египтян – пирамиды – посетили Геродот, Цезарь, Страбон, Диодор. Первая и самая большая пирамида Хеопса была построена в период наибольшей концентрации власти, символом которой был «один царь и один бог». Это творение многих тысяч безвестных строителей увековечило не только имя своего властелина, не только неограниченный деспотизм, но и сокрушивший время труд.
Иероглифическая письменность у египтян менялась на протяжении ряда тысячелетий, постелено утрачивая свой рисунчатый характер, уступая место скорописи – иератическому и демотическому письму. Долгое время считалось, что египетские иероглифы – тайная премудрость египетских жрецов, выражающая необычайно глубокие их мысли и передающая не звуки, а лишь понятия или слова. И только в 20-х годах XIX в. выдающийся французский ученый-лингвист Жан-Франсуа Шампольон открыл тайну чтения древнеегипетского письма. Он установил наличие единой на протяжении четырех тысячелетий системы письма, имевшей три разновидности: иероглифическое письмо, иератическое и демотическое. Эти виды последовательно сменяли друг друга, но были всегда генетически связаны между собой. Шампольон доказал также, что письмо древних египтян содержало три группы знаков. Одними знаками передавались слова, обозначающие абстрактные понятия или конкретные предметы. Другие знаки передавали только согласные звуки, а третьи являлись непроизносимыми пояснительными знаками, ставившимися в конце почти всех слов, ибо последние обозначались одними согласными. Поэтому без пояснительных знаков слово не всегда можно было правильно прочитать. Благодаря наличию дешевого папируса античному миру удалось сохранить письменные памятники своей истории, деловых связей, дипломатии, искусства и литературы. С появлением бумаги папирус исчез. Его, как и лотос, больше не выращивали.
Египетская цивилизация, своими корнями уходя в африканскую почву, была подвержена влиянию переднеазиатского, а затем и античного культурного мира. В XVIII в. до н. э. в долину Нила из Азии вторгаются гиксосы. Силы Египта в условиях обострения социальных противоречий и в результате непрерывных войн, грабительских экспедиций в Нубию, Ливию, Сирию и другие страны оказались надломленными. Даже огромная армия фараонов не могла выдержать натиска гиксосов. Древнейшее в Африке государство распалось на части.
На, севере правили гиксосские цари семитского происхождения, на юге часть Египта захватили нубийские вожди. Изгнанием гиксосов ознаменовалось начало Нового царства. Сильное государство распространило господство на Сирию, расширив свои границы вверх по Нилу до четвертого порога.
Персидский царь Камбиз, завоевавший Египет в 525 г. до н. э., положил начало оккупации Египта, которую непрерывно продолжали различные завоеватели до 1952 г. Долголетнее господство персов сменилось трехвековым владычеством греко-македонских захватчиков. Три века спустя страну захватили римские императоры, превратив Египет в поставщика пшеницы. Греки и римляне, оставившие миру неповторимые Парфенон и Колизей, удивились, обнаружив в Египте грандиозные пирамиды, волшебных сфинксов, величественные обелиски, гигантские каменные дворцы и храмы. Завоеватели попали в древнюю страну высокой культуры, где в государстве сменилось 30 династий фараонов, и каждая из них правила страной более ста лет. Особенно поражались греки и римляне тому, что древние египтяне фанатически следили за чистотой, одевались в белоснежные ткани.
В период греческого и римского завоеваний Египет сохранял свои характерные черты – специфику хозяйственного и бытового уклада, связанного с ирригационным земледелием, особенности ремесленной техники, одежды и других элементов материальной культуры, красочность религиозных мифов и народных преданий, монументальность общественных и культовых сооружений при простоте архитектурных форм. Лишь иероглифическое письмо к середине II в. н. э. стало тайной, и не было уже на свете ни одного человека, способного его читать. Завоевание Египта греками, римлянами, а затем и Византией (395-639 гг.) наложило глубокий отпечаток на его культуру и в дальнейшем привело ее к упадку.
Особенно большие изменения произошли в области религии. В древнеегипетской религии, как известно, главное место постоянно занимали два культа – бога солнца Ра и бога реки Осириса. Переплетающиеся мифы о двух главных божествах – какие бы их варианты ни появлялись позднее – легли в основу египетской религии. В конечном итоге бог солнца взял верх, ибо его культ являлся орудием власти жрецов и знати. Жрецы могли контролировать сложное сельскохозяйственное производство (так как культ солнца был связан со знанием движения звезд), предсказывать приближение разлива Нила, от которого всегда зависело египетское земледелие, они знали геометрию и тригонометрию, необходимые для размежевания полей после разлива. Рим сломил основы старой египетской религий, толкавшей народ на сопротивление завоевателям. Все имущество храмов было конфисковано и передано государству. Из рук египетских жрецов вырвали основу их фактической власти. Рим подчинил всю жизнь египтян своим законам.
Во времена римской оккупации в Египте нелегально появилось коптское христианство – не старая местная религия, а ее новый египетский вариант. Тайный культ Христа в условиях повсеместного влияния языческого Рима стал культом угнетенных, которые в христианстве нашли очень простую веру, способную сплотить их для сопротивления и поддержать в страданиях. Но когда примерно в 313 г. н. э. Рим принял христианство, в Египте появились две разновидности христианства – коптское христианство угнетенных египтян и православное мельхитское христианство угнетавших их римских правителей. В этих условиях раскол между ними был неизбежен. Внешним проявлением раскола стал спор о природе Христа. В противоположность господствующей церкви, признающей две природы в Христе – божественную и человеческую, копты-монофизиты утверждали, что у Христа была одна природа, божественная, «особая, но неделимая». Догматические разногласия по существу отражали стремление египетского народа добиться независимости от Рима и Византии. Коптское христианство признали легальным, но на протяжении трехсот лет и римская, и византийская церкви старались подавить египетских крестьян, пользовавшихся коптской догмой как своей национальной идеологией. Это ортодоксальное монофизитство утвердилось также в эфиопской и армянской христианских церквах. Начиная с III в: н. э. и до вторжения арабов разговорным языком египтян был коптский, развившийся из древнеегипетского. Он существовал до XV в. и угас окончательно в XVIII в. Правда, им еще пользуются и сейчас во время "церковной службы египетские христиане.
Византийское владычество в Египте окончилось в 640 г., когда северные границы Египта пересекли арабские всадники с развевающимися на копьях зелеными вымпелами их новой религии. Египет был включен в состав арабского феодально-теократического государст ва – халифата. За девять веков потомки древних феллахов смешались с арабами, приняли их религию – ислам и стали говорить по-арабски. Лишь часть египтян продолжала исповедовать христианство. При халифах были построены многочисленные мечети со стрельчатыми круглыми минаретами. С распадом халифата Египет стал самостоятельным государством и являлся на протяжении X-XI вв. центром большой державы – Каирского халифата, который включал, помимо Египта, Сирию с Палестиной, Западную Аравию и ряд областей Северной Африки. В 1250 г. власть в стране захватила верхушка мамлюков – пленных рабов тюркского, черкесского и грузинского происхождения, составлявших гвардию правителей Египта. Правление мамлюкских султанов – апогей военного и политического могущества Египта в средние века. В 1517 г. Египет вошел в состав Османской империи вследствие завоевания его турками.
За 400 лет турецкого господства, самой долгой и самой тяжелой эры в истории Египта, страна пришла в запустение. Мощный центр мировой культуры был разорен. Турецкая колонизация наложила отпечаток на культуру народов всей арабской Африки. Это проявилось в архитектуре общественных учреждений, кораблестроении и вооружении, в городском костюме, в кухне, курении табака и кофепитии, отчасти в музыке, т. е. преимущественно в чисто внешних формах. От браков турок с местными женщинами появились так называемые кулуглу («дети рабов»), которые по религии (мусульмане-ханифиты) и одежде старались не отличаться от азиатских пришельцев. С целью создать себе опору в Египте турки сохранили его прежний общественный строй. Земля и власть по-прежнему оставались в руках крупных местных феодалов. Мусульманское духовенство стало опорой феодального строя.
Глубокий внутренний кризис знаменовал собой начало упадка, который охватил Османскую империю в XVIII в. Многочисленные восстания арабов против турецкого владычества отражали классовое и национальное противоречие Османской империи, они приблизили наступление ее краха. Возникли притязания европейских держав. Их длительная борьба за раздел Порты и будущая судьба ее владений получили в политической практике и литературе название «восточного вопроса», заняв одно из центральных мест в европейской дипломатии XIX в. Англичанам в итоге удалось опередить своих старых соперников по колониальному разбою – французов. Англия после 1882 г. оккупировала всю страну, а в годы первой мировой войны официально установила над формально находившимся в составе Османской империи Египтом свой протекторат. В 1922 г. Египту была предоставлена формальная независимость, а в 1952 г. группой «Свободные офицеры» был проведен революционный переворот, в ходе которого монархия была уничтожена. 13 июня 1956 г. последний английский солдат покинул зону Суэцкого канала.
Даже краткий обзор основных этапов этнической истории Египта показывает, что страна была местом смешения различных рас и народов. В настоящее время египетский народ уже сложился в единую нацию. В образовании египетской нации, кроме собственно египтян, участвовали берберы, арабы, евреи, персы, турки, монголы, сирийцы, нубийцы, суданцы, черкесы, армяне, грузины, татары, эфиопы, греки и «всех мастей» европейцы. До сих пор в стране существует несколько этнических групп. Арабские племена, которые в долине Нила вошли в состав египетской нации и потеряли свою обособленность, сохранились на окраинах страны. Со своими стадами верблюдов, овец и коз они кочуют к востоку от дельты в окрестностях Суэца, по правому берегу Нила. Этих кочевников называют бедуинами. Они сохранили черты былой архаичности, но некоторые из них перешли к оседлости и наряду со скотоводством занимаются земледелием и ремеслами. Их насчитывается более 40 тыс. человек.
В пустынных областях красноморского побережья кочуют племена беджа. Южнее Асуана по берегам Нила живут нубийцы-земледельцы. Арабы-бедуины, беджа и нубийцы составляют чуть больше 2% населения страны.
Государственная религия АРЕ – ислам, государственный язык – арабский. На нем говорит почти 98% египтян. Потомки коренных египтян – копты, никогда не признававшие смешанных браков, составляют 6%. Они говорят на арабском языке и входят неотъемлемой частью в египетскую нацию. Греки, евреи и армяне, с давних времен живущие в стране, все еще сохраняют национальные особенности. Они активно участвуют во всех областях общественно-политической и культурной жизни государства, находясь в самом тесном контакте с арабским населением. Большая часть греческого и армянского населения живет в городах. В настоящее время наблюдается некоторый спад общественной жизни армян. В поисках работы они все чаще покидают пределы АРЕ. Учитывая пожелания египетских армян переселиться в Советскую Армению, правительство СССР с 1962 г. начало проводить репатриацию из этой страны. Тысячи армян возвращаются на свои исконные земли, оставаясь друзьями египетского народа. Что касается потомков турецких завоевателей, то они до недавнего времени считали себя турками и говорили на турецком языке. Современное же поколение уже ныне ликвидированных в стране классов помещиков-феодалов и компрадорской буржуазии турецкого происхождения, как правило, говорит на арабском языке и причисляет себя к египтянам. Внешне египтяне выделяются среди европеоидов своими загорелыми лицами, черными глазами и волосами. Жители Верхнего Египта темнее обитателей дельты, на щеках и возле глаз у многих из них можно заметить тончайшие надрезы, имеющие ритуальное значение. Это признак суданского происхождения, принадлежности к южным районам Египта.
А теперь коснемся некоторых специфических сторон хозяйства,- материальной культуры, общественной и семейной жизни египтян в современную эпоху.
С древнейших времен и до наших дней земледелие в Египте основано на искусственном орошении, на огромной сети оросительных каналов, берущих воду из Нила. К приливам и отливам великой реки, к ее капризам приспособлены сроки всех сельскохозяйственных работ. Сельскохозяйственный год в АРЕ разбивается на три основных сезона, не совпадающих со сроками сельскохозяйственных работ в Европе. В зимний сезон (ноябрь – март) сеют пшеницу, ячмень, лук, бобы и особый вид клевера («берсим»). В летний сезон (апрель – август) высевают технические культуры – хлопок, лен, коноплю, сахарный тростник, рис, кукурузу, и наконец, в осенний сезон, в период наивысшего подъема воды в Ниле (сентябрь – ноябрь), – рис, кукурузу, просо. Некоторые участки засевают два-три раза в год, и поэтому общая посевная площадь примерно в полтора раза больше обрабатываемой земли. Феллахи все еще пользуются примитивными орудиями труда: плугом, мотыгой, серпом. Для молотьбы употребляют наряду с цепами также молотильную доску – нурег, в которую впрягают пару быков. Они волокут это громоздкое сооружение с металлическими дисками или каменными зубьями по разбросанным на току снопам.
Ирригация в АРЕ развивается все шире. Асуанская плотина накинула оковы на могучий своенравный Нил, направляет и регулирует деятельность этого кормильца и поильца страны. Чтоб укротить Нил, родился план строительства высотной Асуанской плотины, одобреннный в конце 1954 года специалистами различных стран, уже выполненный с помощью СССР. Некогда рабы, сооружая пирамиды, стремились в камне возвеличить таинство смерти; ныне свободный египтянин славит жизнь: нильская вода не только дает тысячи тонн хлопка, пшеницы, риса, но и тысячи киловатт-часов электроэнергии, не только пищу, но и свет людям, энергию машинам. Завершение Асуанского гидрокомплекса и освоение новых земель помогает решить многие насущные проблемы страны, в том числе и самую острую – продовольственную.
Садоводством феллахи занимаются мало. Культивируются хорошие сорта столового винограда, абрикосы, персики, сливы, груши, яблоки, манго, лимоны, апельсины, финиковые пальмы. Животноводство из-за отсутствия в Египте естественных выгонов не получило достаточного развития. Здесь разводят в основном рабочий скот – быков, буйволов, ослов, верблюдов, лошадей. В пустынных районах страны разводят овец и коз. Большую роль в хозяйстве феллахов играет птицеводство. В свободное от полевых работ время феллахи занимаются изготовлением кустарных изделий. Гончарство, плетение корзин, ковроделие, изготовление поделок из кожи, ювелирное ремесло имеют большое значение в жизни населения страны. Ткачество, столь рапространенное до английского господства, постепенно умирает, ибо теперь феллахи и кочевники покупают изделия текстильных фабрик.
Живут феллахи в небольших деревнях, разбросанных на возвышенностях нильских берегов. Большинство домов – одноэтажные, выстроенные из сырцового кирпича или глины, с плоской крышей, без окон. Земляной пол устлан циновками, мебели мало. Кочевники живут в низких шатрах или палатках, крытых войлоком. Практически египетский крестьянин все еще не знает электричества. Электрификация египетской деревни создаст предпосылки для механизации сельского хозяйства, применения современных технических средств.
Традиционная одежда египетского феллаха – хлопчатобумажная галабея – длинная, до щиколотки, широкая белая или темно-синяя рубаха. Под нее надевают жилет и широкие штаны, спускающиеся ниже колен. Феллах носит галабею и в праздники, и в будни. Пара галабей и легкие тапочки без каблуков – вот весь его домашний и рабочий гардероб. Женщины-крестьянки носят длинные платья с высокой талией, глухим воротом и длинными рукавами, обычно черного цвета. Феллашки не закрывают лица. Как мужская, так и женская одежда не имеют ни вышивки, ни орнамента. Женщины украшают себя ожерельями, медными, серебряными и золотыми кольцами. Необходимой принадлежностью женского костюма является длинное покрывало, а муж ского – фетровая длинная ермолка, надвинутая до самых ушей. Состоятельные люди носят красный тарбуш или фес турецкого происхождения. Население же египетских городов одевается по-разному. Здесь можно увидеть даму в узкой юбке и модной кофточке, а рядом с ней – плавно движущуюся женщину, закутанную по глаза в черные широкие вуали-покрывала. На лодыжках ее ног, босых или в деревянных сандалиях,– массивные медные кольца, похожие на кандалы. Это хольхаль – обручальное кольцо, с которым женщина-арабка расстается только со смертью мужа. Мужчины-горожане носят, как правило, привычные для нас европейские костюмы и яркие галстуки. Простой люд победнее облачается в галабеи.
Стол феллаха чрезвычайно скуден. Едят египтяне три раза в день. Основная пища – плоские кукурузные или пшеничные лепешки, бобовая каша, приправленная луком и растительным маслом, кислое молоко, овощи, реже – мясо. Пьют черный кофе без сахара и чай. Вино по религиозным соображениям употреблять нельзя. В целом для питания египтян характерно преобладание растительной пищи, обилие фруктов, относительно малое потребление животных жиров.
На современном этапе развития АРЕ широкие слои крестьянства и многочисленный рабочий класс активно включаются в борьбу с феодальными пережитками, за ограничение буржуазных элементов, за создание земледельческих кооперативов, комитетов местного демократического самоуправления, за обеспечение занятости на предприятиях, за гарантированную заработную плату.
Традиции ислама – ключ к пониманию тех общественных устоев, которые все еще действуют в стране. Борьба против пережитков феодализма в современной брачно-семейной жизни египтян – задача неотложная. Суеверные египтяне еще не капитулировали перед старыми обычаями и невежеством. Мужчинам много дозволено, а женщины подчинены строгим моральным правилам. Согласно мусульманской религии брак считается обязанностью каждого человека, но в АРЕ, как правило, носит чисто формальный характер, и женщина остается в зависимом положении. По сей день жених и невеста не совершают брачной церемонии в мечети совместно. Жених подписывает контракт с семьей невесты, которая при этом даже не присутствует. Поскольку брачная церемония проводится в отсутствие женщины, в ней есть какой-то элемент купли-продажи. Жених должен накопить немалую сумму на выкуп невесты, на свадебные гуляния. Поэтому часто, чтобы женить кого-нибудь, люди делают складчину и женят таким образом друг друга по очереди. Встречаются и такие нелепые случаи, когда двое-трое мужчин женятся и живут с одной женщиной. И наоборот, в зависимости от доходов мужчина может иметь три-четыре жены, а иногда и больше. Хотя здесь и существует закон, запрещающий многоженство, и Коран также ограничивает количество жен, однако практически он никакой силы в жизни не имеет.
Правила развода несправедливы по отношению к женщине. Чтобы развестись с женой, мусульманину согласно религиозным законам достаточно сказать ей: «Я развожусь с тобой». Жена может еще дважды вернуться к мужу, но если и на третий раз он повторит те же слова, брак будет расторгнут. Он вправе сразу трижды произнести фразу «Я развожусь с тобой», и тогда развод окончателен. При мусульманском бракосочетании приданое вносит мужчина, а не женщина, и в случае развода жена сохраняет часть денег и все личное имущество. Мужчина обязан материально помогать своей бывшей жене до ее нового брака. Среди коптов развод не разрешается. Мусульманка имеет право требовать развода через суд, если докажет, что муж относился к ней жестоко и не проявлял заботы. Тогда она теряет всякое право на приданое. В брачных отношениях налицо и другие элементы неравенства, которые еще не превратились, но могут превратиться в серьезную проблему. Мусульманин волен жениться на христианке или женщине иной религии, но их дети должны быть мусульманами. Мусульманка может выйти замуж только за себе подобного, ибо в противном случае ее детей будет воспитывать «неверный», что недопустимо. Подавляющая часть населения рассматривает детей как необходимый и естественный результат брака и достаточно сознательно стремится к многодетности, особенно в замкнутых сельских общинах. Широкое распространение разводов и повторных браков среди мусульман способствуют высокой рождаемости. На снижение рождаемости направлена кампания по планированию семьи, проводимая Правительством АРЕ, поскольку в условиях недостаточно развитой аграрной экономики и отсутствия необходимых капиталов и квалифицированной рабочей силы добавочные людские ресурсы становятся излишними.
Быстрый и все более ускоряющийся темп роста населения страны усугубляет экономические и социальные трудности АРЕ. Увеличение плотности населения и без того густонаселенных районов дельты и долины Нила усиливает избыток рабочей силы в сельском хозяйстве, требует ускоренного жилищного и транспортного строительства. Затрудняется продовольственное положение в стране, требуется увеличение числа школ и учителей, расширение сети медицинского обслуживания населения. Таким образом, быстрый прирост населения, неадекватный темпам экономического развития, является одним из основных препятствий для осуществления планов национального развития. В этих условиях успех кампании по ограничению числа детей в семье двумя во многом будет зависеть от быстроты ломки привычек, обычаев, традиций, всего склада мышления феллаха. Духовенство оказывает содействие правительству, более гибко толкуя некоторые догмы ислама.
Проблемы религиозных догм касаются не только мусульман, но и коптов-христиан. В повседневной жизни египтянина значение имеют не столько политические аспекты религии, сколько верность древним ритуалам. Они регулируют всю жизнь человека от его рождения до смерти. Так, тело умершего мусульманина после омовения заворачивают в два покрывала (сначала в белое хлопчатобумажное, а затем в зеленое), укладывают на специальные носилки. Но вынести носилки с телом можно только через кровь. Поэтому надо убить барана, или хотя бы голубя, и обрызгать кровью убитого животного опустевшее ложе. Мусульмане все еще нанимают профессиональных плакальщиц. У коптов похороны длятся сорок дней и именуются арбаин. Организованый траур проходит в церкви, перед портретом умершего.
Египтяне торжественно отмечают главнейшие мусульманские праздники, а также праздник разлива Нила, ничего общего не умеющий с исламом и уходящий своими корнями в глубокую древность. Самый значительный из мусульманских праздников – день рождения пророка («маулид-ан-Наби»). Праздник продолжается девять дней. Самая же изнурительная церемония – не праздник, а пост в дни рамадана – месяца, когда «бог вручил Мухамеду Коран». Пост длится в течение тридцати дней. В дневное время надлежит воздерживаться от еды и питья, запрещено употребление парфюмерии и алкоголя. Верующий не имеет права есть до тех пор, пока он различает черную нитку от белой. Выстрел пушки оповещает, что на сегодня пост закончен. От поста в дневное время освобождаются лишь беременные женщины, больные и престарелые.
В АРЕ много мечетей. Некоторые из них вмещают по нескольку тысяч человек. У мечетей есть свои часы «пик». Это – полуденная молитва в пятницу, когда каждый мусульманин должен предстать перед аллахом не у себя дома, не на улице, где застал его час молитвы, а именно в мечети, вместе с другими верующими. Часто все молящиеся не могут поместиться в мечети. Тогда тысячи людей снимают обувь и рядами усаживаются на соломенных циновках и дешевых ковриках у стен храма. Повернувшись в сторону Мекки, раскачиваются они в такт протяжным восклицаниям имама.
Мусульмане и копты терпимо относятся к церемониям друг друга. У них даже есть один общий праздник – «шам-ан-Насим», первый день весны.
Судьбу традиционных норм поведения и обычаев в АРЕ трудно предсказать, но ясно, что общественные отношения в стране требуют значительной эволюции в соответствии с потребностями общественного развития.
Арабоязычные народы Магриба и Ливии, Мавритании и Восточного Судана имеют много сходных этнографических черт с АРЕ. Поэтому мы выделим лишь более или менее заметные различия.
История Северной Африки развивалась в тесной взаимосвязи с историей других стран Средиземноморья. В конце II и начале I тысячелетия до н. э. на побережье стали возникать финикийские колонии. Одна из них, Карфаген, превратилась со временем в мощный экономический и политический центр западного Средиземноморья. Поработив окрест жившие соседние ливийские племена, Карфаген сам пал в 146 г. до н. э. в борьбе с Римом, а его территория была превращена в римскую провинцию Африки. Покорены были Римом также ливийские царства Нумидия и Мавритания. В латинских источниках постепенно стали исчезать всякие упоминания о нумидийцах и ливийцах, и все коренное население Северной Африки стало именоваться маврами (лат. mauri – темный), а затем берберами (искаженное от слова «варвары»). Здесь развилась система колоната, новая форма эксплуатации, переходная от рабства к феодализму. Магриб превратился в житницу Рима. В V в. Северная Африка пережила нашествия вандалов и в VI в. – византийцев. Эти завоевания – краткий эпизод в истории Северной Африки, не отразившийся заметно на этническом составе и культуре местного населения. В VII в. византийских завоевателей вытеснили из Африки арабы, оставившие в истории Магриба более глубокий след. Арабы принесли в Африку ислам, который быстро распространился среди берберов, культура которых была близка к культуре кочевников-арабов. Целые племена берберов вошли в арабское войско. Завоевание Испании в 711-718 гг. было совершено в значительной степени именно берберами.
В странах Магриба арабы женились на местных женщинах, и потомство их сливалось с окрестным населением. После массового переселения арабов в XI в. на Запад началась арабизация берберского населения, растянувшаяся на несколько столетий. Еще в XIV в. Ибн-Халдун, автор «Истории берберов», указывал, что за пределами городов всюду говорят по-берберски. После арабского завоевания Магриб вошел в состав арабского халифата, который, не имея своей экономической базы и являясь Временным непрочным военно-административным объединением, вскоре распался на ряд самостоятельных государств.
Положение стран Магриба на больших морских путях, огромные доходы от торговли и пиратства – все это привлекало в страны Магриба не только европейских купцов, но и завоевателей. Начиная с XVI в. в Ливии и Магрибе, исключая Марокко, хозяйничали турки, а в XIX в. Северную Африку поделили между собой европейские державы. Алжир, Тунис, Марокко и Мавританию захватила Франция. Часть Марокко стала владением Испании, а Ливию оккупировала Италия. Но народы Магриба и Ливии никогда не мирились с колониальным, гнетом. Все эти страны уже добились политической, независимости (Ливия – в 1951 г., Марокко и Тунис – в 1956, Мавритания – в 1960, Алжир – в 1962 г.). Таким образом, исторически народы Северной Африки пережили рабовладельческий и феодальный строй, вошли, в тесное соприкосновение с европейским капитализмом, сохранив, однако, в общественном строе элементы различных укладов.
Современные народы Марокко, Алжира, Туниса и Ливии говорят в основном на арабском и берберских языках. По своему происхождению в общей своей массе эти народы – берберы, сменившие (но не до конца) свой язык. Антропологически берберы не отличаются от «чистых» арабов. А вот ислам Магриба резко отличается от ортодоксальных мусульманских верований – ислама древней Аравии. Особенно характерные для Северной Африки культ святых мест, источников и деревьев, почитание марабутов, т. е. местных чудотворцев-святых, а также вера в «благодать» (барака) – представления, несовместимые с исламом. Все это остатки религиозных, древнеливийских верований, сохранившихся и после принятия ислама. Основу современного арабского населения Магриба составляет доарабское автохтонное земледельческое население. Лишь в изолированных горных районах Атласа и в удаленных оазисах местное население сохранило свой язык и свою прежнюю доисламскую культуру. Только эту группу населения принято называть берберами. Таким образом, различие между берберами и
арабами основано только на языковом несходстве, но не на этническом, поскольку большая часть арабо-берберского населения Северной Африки имеет единое происхождение.
Из берберских народностей наиболее крупными являются тамазигт; шлех, рифы (Марокко), кабилы (Алжир) и обитающие в Сахаре и Западном Судане туареги. Берберы живут в горных массивах и удаленных оазисах, в основном они вегетарианцы, по религии – мусульмане, владеют арабским языком. Двуязычие свойственно почти всем жителям Магриба, которые наряду с родным языком пользуются французским, реже – испанским (Марокко и Мавритания) и итальянским (Ливия). Это результат политики ассимиляции, проводимой европейскими государствами в колониальный период. Берберы и арабы занимаются скотоводством и земледелием, в зависимости от места обитания. Сеют ячмень, твердую пшеницу, а в Марокко – и кукурузу. На побережье разводят виноград, цитрусовые, инжир, миндаль, фиговое дерево, оливки, различные овощи, а в южной части Магриба – финики. В отдаленных от побережья районах в хозяйстве большое значение приобретает полукочевое скотоводство, а жители горных районов (например, в Марокко) занимаются и террасным земледелием. В земледельческих районах Магриба коренное население живет большими деревнями, обычно вытянутыми вдоль дороги. Дома – глинобитные, прямоугольные, в основном одноэтажные, с плоской крышей. Жильем для кочевников Сахары и Ливийской пустыни служит фелидж – шатер из верблюжьей или козьей шерсти, растянутый на кольях.
По наблюдениям известного советского арабиста Р. Г. Ланды, национальный костюм магрибинца в приморских городах значительно вытеснен европейской одеждой. Редко можно увидеть мусульманина с непокрытой головой. Поверх просторной рубахи и штанов мужчины накидывают широкий бурнус. Крестьяне носят бурнус реже. Головной убор марокканцев –тюрбан, в Тунисе и Алжире больше распространен фес. Большинство мусульманок ходят с открытыми лицами (исключение – Ливия), без покрывал и лааджаров, в цветастых платьях, в таких же платках. Традиционное белре покрывало встречается не везде, можно увидеть черную млию, которую носят египтяне.
Колоритные приморские города Северной Африки резко делятся на две части: европейскую с высокими домами, прямыми улицами и мусульманский старый город с узкими улицами, глухими стенами домов, с непременным рынком – суком, минаретами мечетей и обособленным еврейским кварталом – мелла. Некоторые здания представляют собой шедевры восточного зодчества. Росписи, орнамент на деталях архитектурного украшения, на произведениях прикладного искусства не содержат изображения живых существ.
В основе специфики культуры стран Магриба лежит сильное влияние средневековой культуры арабской державы на Пиренейском полуострове – мусульманской, или арабской, Андалусии. Эта культура часто именуется мавританской, арабо-мавританской, арабо-испанской или просто андалусской. Арабская Андалусия в VIII-XIII вв. была крупным культурным центром не только мусульманского мира, но и Европы. Андалусские арабы познакомили европейцев с рисом, артишоками, сахарным тростником, шелковицей, с изобретенной в Китае бумагой. Ткани, изделия из слоновой кости, стекла и кожи, керамика и оружие, созданные андалусскими ремесленниками, служили эталоном высшего мастерства. Большинство населения Андалусии было грамотно, ни одна страна не имела столь богатых библиотек. Здесь процветали философия, поэзия, музыка, архитектура, декоративное искусство. После окончательного вытеснения мавров с Пиренейского полуострова традиции арабо-андалусской культуры в зодчестве, керамике, музыке сохранялись в Испании вплоть до XIX в., но особенно сильно – в Северной Африке. По мнению знаменитого французского историка Ш.-А. Жюльена, в средние века было «невозможно отделить Испанию от Магриба, или, вернее, Магриб от Испании». Объяснялось это главным образом тем, что в период средневековья все мавры к 1492 г. были вынуждены покинуть Пиренейский полуостров и расселиться преимущественно в городах и прибрежной полосе Магриба. Их приход на новые земли, способствовал повышению культуры земледелия, развитию градостроительства, совершенствованию ремесел, музыкально-поэтического творчества. Из числа мавров выделялись историки, врачи. Отголоски мавританского стиля четко прослеживаются в отделке мечетей и дворцов, в современных изделиях тунисских ремесленников, в рисунках тканей, во внутреннем убранстве домов. Современные композиторы Магриба продолжают писать музыку в андалусском стиле. Тексты песен сочиняются на андалусском диалекте арабского языка (исчезнувшем). Запрещениям ислама, касающимся музыки, живописи, театра и театральных представлений, во всех странах арабской Африки с начала XX в. не придается значения, что не вызывает сопротивления даже со стороны мусульманских теологов.
Неотъемлемую часть культуры народов Магриба составляют ремесла. Так, согласно планам культурного развития в независимом Алжире организованы центры народного творчества и кооперативные объединения художественных ремесел. Созданные с учетом специализации ремесел по районам, эти центры представляют сегодня важные очаги возрождения и развития богатого и самобытного культурного наследия алжирского народа. Все страны арабской Африки принимают участие в ежегодно проводимых фестивалях африканского искусства.
Страны современного Магриба – это страны социальных контрастов. В общественном строе все еще существуют элементы различных социально-экономических укладов. Народы Магриба не вышли еще из состояния отсталости и низкого жизненного уровня. В горах Атласа у населения сохраняются еще сельские общины, а туарегские кочевые племена управляются по-прежнему советом старейшин, у них сохраняется военноплеменная организация. На основе сплочения арабов и берберов, ускоренного национально-освободительной борьбой против колонизаторов, в странах Магриба активно формируются крупные нации – марокканская, алжирская, тунисская, мавританская и ливийская.
В Республике Судан, территория которой соответствует в целом историко-этнографическои области Восточный Судан, в суданскую нацию консолидируется арабоязычное население, но существуют также отдельные негроидные народы и племена различного происхождения. В Восточном Судане проживает, около 17 млн. человек, это главным образом арабоязычные племена (баккара, хассание, шукурие и др.), племена кушитской языковой группы (беджа, бишарин, бени-амер) и др. Перечисленные народы заселяют северную и северо-восточную области Восточного Судана, а южная его часть заселена нилотекими племенами динка, шиллук, нуэр, бари, банго, анивак, лотуко. Они говорят на нилотских языках и по своему физическому типу резко выделяются очень высоким ростом, длинноголовостью и чрезвычайно длинными конечностями. В быту население, в том числе и некоренное (греки, турки, евреи и др.), пользуется и суданско-арабскими диалектами,  сильно  отличающимися от литературного арабского языка фонетическими особенностями,  грамматическими  формами  и  лексикой – так называемыми суданизмами. Свыше 70% жителей страны – мусульмане, кроме того, есть анимисты, христиане.
Этническая пестрота населения Восточного Судана сложилась исторически, когда в древности возникли государства Нубия («страна Куш»), царства Мероэ и Напата, тесно соприкасавшиеся на протяжении многих веков с династическим Египтом, царством Аксум. В Нубию арабские племена впервые проникли примерно на рубеже нашей эры, спускаясь по Голубому Нилу, с юга, но наплыв их особенно усилился с середины VII в., когда они стали переселяться в страну с севера, завоевав ее окончательно в XIII-XVI вв. Арабы создали в Нубии несколько феодальных государств – султанатов, крупнейшими из которых были Дарфур и Сеннар. Отдельные нубийские князьки и «цари» начали по очереди переходить в ислам, сохраняя своих крестьян и свои неприступные замки на островах и обрывистых берегах Нила. Смешиваясь с коренным населением, арабы передавали ему свои культурные традиции, язык и религию. Из хаоса аборигенных и арабских племен, полуопустевших городов и отдельных княжеств, сохранивших свою государственность и социальную структуру, в начале XVI в. образовалась империя фунгов – народа неизвестного происхождения, говорившего на арабском языке и исповедовавшего ислам. Вскоре фунги подчинили себе, за небольшим исключением, все нубийские княжества, и большую часть арабских племен Судана. Таким образом было восстановлено политическое и религиозное единство Судана. Его производственный базис и частично социальная структура остались прежними, но теперь страна стала арабской по языку и культурной ориентации, составной частью арабо-мусульманской цивилизации. Это последнее обстоятельство открывало самую широкую дорогу для приобщения суданцев к арабской культуре. Но в то же время оно означало гибель многих достижений собственной, древней и оригинальной культуры, лучше всего приспособленной к потребностям местного общества, являющейся органическим плодом его многовекового труда.
В  1819-1822 гг. Судан был захвачен Египтом, а с 1899 по 1955 г. Судан являлся английской колонией. В 1956 г, возникло независимое государство – Республика Судан.
Многие народности Восточного Судана сохраняют и ныне черты родоплеменной организации. Особенно это свойственно нилотам, типичным скотоводам Африки, занимающимся еще и земледелием, а также охотой и рыболовством. Нилоты издревле умели добывать железо.
Живут нилоты в хижинах, круглых в плане, конической или цилиндрической формы, выстроенных из глины или плетенки. Путешественники оставили нам много сведений об этих интересных с этнографической точки зрения племенах, сохранивших свой традиционный образ жизни.
Итак, обзор этнической ситуации в арабских странах Африки показывает, что понятие «арабская нация», в которое египетская буржуазия и даже прогрессивные силы включали всех говорящих на арабских языках, ошибочно. На самом деле пока такой единой нации нет. Существуют арабские нации и народности, близкие друг к другу по языку, религии и культуре, но имеющие собственную территориальную, экономическую общность, этно-психологические и культурные особенности. Дальнейшее экономическое, политическое и культурное развитие арабских стран Африки и Азии приведет к преобразованию крупных народностей в нацию, а малочисленные народности, искусственно раздробленные империалистами в колониальную эпоху на мелкие княжества, протектораты и султанаты, сольются с соседними нациями. Бесспорно, что в процессе нынешней борьбы за экономическую самостоятельность, за арабское единство и в условиях арабо-израильского конфликта арабские народы Африки (около 80 млн.) и Азии (около 40 млн.) сблизятся.