Национально-культурные особенности европейского Просвещения
XVIII в. принято называть веком Просвещения. Просвещение - это направление культурной жизни, ставящее цель заменить воззрения, основанные на религиозных или политических авторитетах, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.
На смену феодальной идеологии и религиозной схоластике приходило время философов, социологов, экономистов, литераторов. Движение их было настолько широким и влиятельным, что уже у современников возникло представление о пришедшей на смену "мрачному средневековью" эпохи "разума". Научные знания, ранее бывшие достоянием узкого круга ученых, теперь распространяются вширь, выходят за пределы университетов и лабораторий, становятся предметом обсуждения публицистов и литераторов. Значительно возросло число книг, брошюр, памфлетов, которые пропагандировали просветительские идеи и были обращены к широкому демократическому читателю.
В различных государствах и различных областях культурной жизни процесс Просвещения протекал по-разному. Благодаря историческим условиям просветительские начала выразились в Англии раньше, чем в других странах. Идеи рационализма, "естественного права", "общественного договора", распространившиеся в Англии во второй половине XVII в., оказывали большое влияние на общественную мысль Западной Европы. Мыслителей раннего английского Просвещения (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм) стали называть вольнодумцами, и это название прочно вошло во все европейские языки.
Идеи, родившиеся в революционной Англии, были подхвачены и развиты французским Просвещением, которое представляло наиболее яркий, классический вариант этого идейного течения и стало объединяющей культурной силой в Европе XVIII в. Французское Просвещение стало предтечей Великой французской буржуазной революции, оказало огромное воздействие на культуру не только европейского континента, но и Нового Света.
Немецкое Просвещение было более индивидуалистическим. Прямая гражданская проповедь, призыв к освобожденному разуму не могли прозвучать в стране, разбитой на множество карликовых государств. Немецкая просветительская литература была проповедью человечности и прав личности на свободу. Главная роль здесь принадлежала не политикам и публицистам, а философам и поэтам. Новые идеи в Германии не носили разрушительного характера, были направлены на реформирование и объединение страны. В политическом отношении немецкое Просвещение более других поддерживает идею "просвещенного абсолютизма". "Просвещенный абсолютизм" - это идеология и политика построения могущественным правителем государственной и общественной жизни на разумных началах; своеобразный "союз философов и монархов". Однако этот союз был органическим, поскольку абсолютизм не мог допустить политических свобод.
Общее содержание культурной эволюции в XVIII в. определялось тем, что завершался период длительного перехода европейских стран к буржуазному обществу. С 60-х гг. XVIII в. начинается промышленный переворот. Большое развитие получают естественные науки (К. Линней). Наука начинает активно вторгаться в сферу религии, распространяется идея веротерпимости.
Передовые представители общества верили в возможность его переустройства на разумных основаниях. Дж. Локк, Вольтер, К. Гельвеций, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах и другие просветители происходили из разных слоев общества. Но их объединяло убеждение, что образование, философская и научная деятельность, свобода мысли могут быть главным средством культурного и социального прогресса. При этом просветители апеллировали к научному разуму, который опирается на опыт и свободен от религиозных предрассудков. Поэтому деизм составляет основу взглядов большинства передовых мыслителей XVIII в. Правда, основа рационализма французских просветителей была подвергнута критике в немецкой классической философии (И. Кант). Кант считал невозможным объяснить все поведение человека с позиций разума, он выдвинул моральный закон внутреннего стремления человека к добру, "категорический императив".
Ставя вопрос о практическом устройстве будущего общества, просветители считали его краеугольным камнем свободу и гражданское равенство. Поэтому их критика была направлена против феодального строя, сословных привилегий, деспотизма церкви. С культом разума связано стремление этих людей подчинить идеальному, разумному началу общественный строй, систему государственных учреждений и жизнь каждого человека. Центральная идея Просвещения - идея естественного права личности, исходившая из представления о прирожденном равенстве людей, идеологически обосновывала требования демократических свобод. Теория "общественного договора", согласно которой государство представляло собой не божественное установление, а институт, возникший путем заключения договора между людьми, давала прав о лишать государ я власти, если он нарушает естественные права граждан. Великая идея овладевала умами прежде всего через литературу. Литература опиралась на общественное мнение. В моду вошли литературные салоны Парижа, где бывали крупнейшие философы.
Во французском Просвещении существовали аристократическое и демократическое направления. Признанным вождем просветителей Европы был Вольтер, с деятельностью которого отождествляют прогрессивное «вольнодумство», получившее название вольтерьянства. Вольтер ввел в оборот выражение "философия истории", он всячески подчеркивал ценность культуры. Благодаря работам Ш. Монтескье в обществе складывался новый политический идеал конституционного правления, основанного на юридическом равенстве, на участии зажиточного и образованного общества в управлении. Однако просветители аристократического направления игнорировали народную массу и лишали ее права на просвещение. Демократическое направление в Просвещении получило название "руссоизм" по имени Ж. Ж. Руссо. Руссо защищал республиканские демократические порядки, выступал против частной собственности. Его общественно-политические трактаты легли впоследствии в основу деятельности якобинцев.
Энциклопедизм был отличительной чертой людей науки того времени. Своего рода кодексом французского Просвещения стало издание Великой энциклопедии, главным редактором который был Д. Дидро. Энциклопедия была не просто сводом научных знаний, она была орудием философской пропаганды.
В соответствии со своими взглядами просветители особое внимание уделяли проблемам педагогики, были выдвинуты идеи решающего влияния среды на формирование личности, природного равенства способностей, необходимости соответствия воспитания человеческой природе, естественным склонностям ребенка (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.).
Большую роль в изменении эстетических идеалов, вкусов эпохи Просвещения сыграли раскопки античных городов и работы немецкого ученого И. И. Винкельмана об античном искусстве. Классическое образование превратилось в основную форму подготовки молодежи для учебы в университетах.
В эпоху Просвещения, когда главной ценностью был объявлен человек и его разум, само слово "культура" впервые стало определенным, общепризнанным термином, о смысле которого рассуждали не только мыслители века и верхушка образованного общества, но и простая публика. В науке об обществе XVIII в. культура впервые выступила в качестве основы теоретических концепций понимания истории развития человечества. Развитие культуры связывалось с разумом, нравственно-этическим началом или искусством.