Некрополи V—IV веков до н. э.
Греческие некрополи (кладбища) обычно располагались за городской чертой и нередко тянулись вдоль дорог, выходивших из города (рис. 195—197). На могилах состоятельных людей сооружались надгробные памятники, зачастую отличавшиеся высоко художественным исполнением.
Рисунки на аттических вазах V века до н. э., применявшихся в заупокойном культе, знакомят нас со сценами поминовения, умерших родичами, приходившими с различными дарами на могилы (табл. 116, фиг. I, 2). Надгробные памятники обычно возвышались, на ступенчатых основаниях и имели вид: высоких и узких гладких плит, увенчанных; акротерием или фронтоном (табл. 112, 113).
Фронтоны встречались отлогие, но иной раз и весьма крутые; в последнем случае довольно значительное по площади поле тимпана можно было украсить пальметтой и другими орнаментальными мотивами. Такие мраморные надгробия классического времени дошли до нас в довольно большом числе. На них нередко мы читаем надпись, посвященную памяти покойного. Иногда посредине плиты, в особой прямоугольной выемке, высекались рельефные изображения покойного в семейном кругу.
Однако наряду с однотипными высокими, узкими, столбообразными плитами употреблялись надгробные памятники и других типов. Так, в V веке в Аттике сооружались надгробия в виде высоких и широких плит, представлявших передний фасад совершенно условного архитектурного сооружения, в котором также находилось рельефное изображение умершего и его близких.
Изображение фасада постройки (вероятно, жилища усопшего) отличается простотой и сдержанностью: гладкие пилястры поддерживают узкий архитрав, увенчанный отлогим фронтоном.
В IV столетии описанный тип памятника претерпевает некоторое изменение. Барельефные изваяния сменяются высоким рельефом, иной раз почти круглой скульптурой. Едва выступавшие в предшествующем столетии анты становятся вполне реальными выступами, которые поддерживают сильно выдвинутый фронтон, где скульптурные изображения располагаются, как в нише.
Скульптурные изображения помещались иногда на довольно высоких постаментах. Случалось, что на гладких поверхностях последних высекались эпитафии умершим.
Реже, чем рельефные надгробия, применялись намогильные статуи, представлявшие покойного или горюющих служанок-рабынь, или большого пса — вечного, верного стража могилы его господина.
Особым, характерным для Аттики типом намогильного памятника были высокие и стройные мраморные вазы — лекифы, — цилиндрические сосуды, имевшие узкое горло и украшенные подобающими барельефными изваяниями, и нередко с надписями. Появление надгробий в виде лекифов теснейшим образом связано с широким применением небольших росписных глиняных ваз подобной формы в заупокойном культе.
Богатые намогильные памятники известны нам не только в Аттике, но и в крупных центрах Великой Греции. Наглядное представление об этих надгробиях дают нам рисунки на Апулийских вазах IV века. Судя по ним, это были мраморные изваяния, расцвеченные обычной в то время раскраской и заключенные в архитектурное обрамление в виде небольших построек, перекрытых двускатной крышей. Они несколько напоминают аналогичные аттические надгробия того же времени.
Захоронение в классическую эпоху обычно производилось в простой грунтовой могиле (того же типа, который применяется и в настоящее время). Однако в IV веке мы встречаемся и с монументальными каменными склепами, в виде перекрытых сводами камер. Примером может служить склеп в Эретрии, относящийся ко второй половине IV века до н. э. Большое распространение каменные склепы получили в классический и последующий, эллинистический, периоды в северном Причерноморье, в главнейших некрополях Боспора, о чем рассказано более подробно во второй книге настоящего тома.
Образцом монументального склепа IV века до н. э. является гробница в Лангази. В нее вел дромос длиною в 17 м. Построенная из регулярных больших блоков раковистого известняка, четырехугольная в плане (размер 9,5 x 4,75 м) усыпальница состоит из двух сводчатых помещений: вестибюля, или продомоса, и собственно погребальной камеры. Высота этих помещений различна; продомоса — 6,35 м, погребальной камеры — 5,29 м.
Гробница имеет монументальный, заботливо обработанный фасад (Н= 7,83 м) с четырьмя ионическими полуколоннами, с антаблементом и фронтоном; две крайние колонны, вернее, четверти колонн, примыкают к пилястрам.
Фасад оштукатурен и расписан. В середине фасада — деревянная дверь с бронзовыми инкрустациями.
В четырехугольном по плану продомосе (2,55 м в глубину и 5,58 м в ширину) стены, свод и пол были оштукатурены. Центральная часть стен окрашена в красный цвет и отделена черно-зеленоватой полосой от черного плинта (выс. 0,30 м), выступающего на 0,02 м.
Вход в погребальную камеру обрамлен мраморными, слегка выступающими наличниками шириной 0,28 м. В погребальной камере, размером 4,07X4,41 м, стены и свод были оштукатурены, но оставлены без росписи; на высоте 2,90 м проходил пояс высотой 0,40 м, выступающий на 0,025 м. В глубине комнаты стоял саркофаг.
Гробница относится к IV веку до н. э. Другие гробницы, открытые в Палатицце, относятся к тому же типу; они имеют сводчатые перекрытия и два фасада, оштукатуренные и полихромные.
В таких склепах прах покойников обычно погребали в пышных деревянных или мраморных саркофагах (табл. 158). Как показывает происходящий из Сидона мраморный «саркофаг с плакальщицами» IV века до н. э., этим саркофагам часто придавали облик богатого архитектурного сооружения.