История и современность Образ США в современном российском обществе

Соломатина Д.

В конце XX века в международных отношениях произошли большие изменения. В 1991 г. в связи с самороспуском Советского Союза прекратила существование биполярная система мира. С того же года берет начало новый этап в развитии современных международных отношений – от разрушительной биполярной к многополярной системе.

 Горбачев и Рейган подписывают Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Фото: 8 декабря 1987 г.

 

 

Исторические истоки и эволюция образа США

Формирование имиджа страны – задача необходимая для успешной внешней политики любого государства. Имидж – образ, который формируется в общественном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имиджи разных стран во внешнем мире является важным средством практического решения международных задач. Россия и Америка в этом смысле не исключение. Долгое время эти две державы были главными субъектами международных отношений. Несмотря на то, что за последние двадцать лет наша страна оттеснена на их периферию, российская элита и общество, как и во времена «холодной войны», придают особое значение российско-американским отношениям и интересуются Соединенными Штатами в большей степени, чем другими странами. Российские СМИ постоянно обсуждают деятельность американцев в мире, внешнюю и внутреннюю политику США и не всегда хорошо интерпретируют американский образ жизни и ценности.

 Пропагандистский значок «Горжусь, что я – американец» времен войны во Вьетнаме. 1965 г.

Такое внимание к США в российском обществе говорит не только о доминировании этой страны в мире, но и о нашей психологической зависимости от нее современной, а также от нашего с ней прошлого. Кажется, что Россия стремится привлечь к себе внимание Америки даже через критику, требуя ее заинтересованности и, особенно, уважения к себе. Некоторые связывают такое поведение с психологией догоняющей страны.

С другой стороны, позиционирование Соединенными Штатами своей некой «исключительности» на международной арене вызывает недовольство и раздражение в других странах. В настоящее время американские политологи ищут причины недовольства Америкой и американцами в мире. Главная причина очевидна – чрезмерная амбициозность США, их вера в свою «исключительность». Данной проблеме, например, посвящено исследование профессора международных отношений Гарвардского университета С. Уолта «Миф об американской исключительности». Автор пытается доказать, что «внешняя политика США, вероятно, была бы более эффективной, если бы американцы были менее убеждены в своих собственных уникальных достоинствах и менее усердно заявляли о них».

Важным инструментом формирования имиджа государства выступают средства массовой информации. Они создают этнокультурные стереотипы восприятия. К примеру, для многих россиян Америка – это звездно-полосатый флаг, доллар и «дядя Сэм». СМИ в состоянии сделать образ любого государства узнаваемым. Благоприятному имиджу государства могут помешать реалии жизни, или наоборот, попытки дискредитировать образ другой страны ослабляются успехами последней в экономике, политике и культуре.

 Ребенок в костюме дяди Сэма. Фото: 1947 г.

К основным чертам имиджа США в российских медиа можно отнести:

- США – эгоистичное государство, которое стремиться решить свои проблемы за счет других;
- США – страна, которая претендует на идеал демократии, не соответствует этому идеалу. США – это государство полицейское, демократия здесь является искусственной. Доказательства можно привести любые: от искоренения коренного населения – индейцев до полицейского контроля над гражданами;
- Америка – страна, которая навязывает всему миру свои представления и ценности, в том числе и силой;
- США – потенциальный агрессор, от силового нажима которого Россию спасает только ядерный щит.

Антиамериканские настроения в России достаточно ощутимы. По расчетам известного ученого Э. Я. Баталова приблизительно 20 – 22% россиян часто показывают антиамериканские настроения, но из них только 7% считаются «истинными антиамериканцами и подлинными «ненавистниками США». По данным опроса ВЦИОМ, который был проведен в сентябре 2011 г. , 7% россиян признаются в «очень плохом» отношении к Америке. В «основном плохо» к США относятся 22% россиян, в «основном хорошо» – относятся 52 – 54% и «очень хорошо» 3 – 5% респондентов. Так, можно говорить о том, что антиамериканские настроения в нашей странне являются массовыми.

Большинство историков и политологов считают, что американская угроза формируется прежде всего правящей верхушкой РФ. Америка и американцы со времен холодного противостояния являются основным противником в сознании россиян. Больше половины населения РФ считают американские действия на международной арене «неправильными». Например, бомбардировки силами НАТО и США Белграда в 1999 г., поддержка Вашингтоном Грузии в грузино-осетинском конфликте в 2008 г., участие США в свержении правящего режима в Ливии в 2011 г. и т.д. После данных акций средний уровень «хорошего» отношения к Америке снижается в России с обычных 50 до 22 – 25%. И напротив, уровень отрицательного отношения к Америке возвышается со стабильных 30 – 35 до 70 – 75% .

 Местное население Приштины (Косово) встречает солдат НАТО. Фото: июнь 1999 г.

Динамика антиамериканского настроя в России прямо зависит от состояния взаимоотношений России и Америки. Поскольку взаимоотношения между данными державами развиваются достаточно циклично, с продолжительностью цикла в 3 – 4 лет (доброжелательные и партнерские отношения менялись на взаимное отторжение сторон), то и общественное мнение россиян о США подвергается таким же изменениям. Сейчас (текст писался в 2016 г.) начинается очередной цикл ухудшения российско-американских отношений и, следовательно, можно ожидать оживление антиамериканских настроений в обществе.

Можно выделить несколько факторов, способствующих формированию образа США в российском обществе:

- спорность и нестабильность российско-американских отношений, расхождение интересов РФ и США по многим проблемам мировой политики;
- сложное социально-экономическое положение, в котором оказалась Россия в 1990-е гг., согласившись с предложенной Западом и США моделью реформирования страны, стали прочно ассоциироваться у населения со
«злонамеренными» интригами Америки, закрепляя образ врага, который сформировался еще в советское время;
- устойчивое присутствие в российском массовом сознании с времен «холодной войны» иррациональных компонентов в виде антиамериканских мифов и стереотипов, которые дополнялись аналогичными мифами современной постсоветской истории;
- чувство задетой национальной гордости после распада Советского Союза и превращения России во второстепенную державу, самолюбие россиян на фоне зависти к более успешной мировой державе.

Уровень того, как в России относятся к США, отслеживался Левада–центром с начала 1990-х гг. За это время было четыре всплеска негативного отношения к США: в 1998, 2003, 2008, 2014 – 2015 годах. Они совпадали с разногласиями двух стран по поводу событий – соответственно в Косово, Ираке, Грузии и на Украине. Так, отношения менялись на противоположные в течение всего пары месяцев и всякий раз так же быстро возвращались в исходное «положительное» состояние. Эти всплески можно объяснить работой пропаганды на российском телевидении: когда включают ее, враждебность тут же повышается. И наоборот, как только рубильник отпускают, все вновь возвращается обратно.

 Майдан 2014 г.

Сегодня, это кажется немыслимым, но в начале 1990-х гг. большинству российского общества Штаты представлялись не просто главной сверхдержавой, но и образцом для подражания и главным ориентиром. Согласно опросам 1990 – 1991 гг, США вызывали огромный интерес среди всех стран мира: 39% против 27% в отношении Японии, 17% – Германии. Если опрашиваемым предлагали выбрать, с кем из стран Запада Россия должна сотрудничать в первую очередь, большинство отдавало безусловное предпочтение Америке (74%). Германию, например, упоминали почти в два раза реже. США воспринимались как наиболее богатая и развитая страна Запада. В этот недолгий период Америка не только служила ориентиром, но и считалась самым надежным партнером, на чью поддержку можно рассчитывать. Если от кого-то и ждали помощи, то в первую очередь со стороны США (37%).

По результатам дальнейших опросов стало заметно, как образ США в массовом сознании начинает меняться. Одним из первых вызовов положительному отношению к США стали бомбардировки Ирака в 1993 г. Тогда общественное мнение разделилось: треть населения были готовы поддержать действия США, половина высказывалась против.

 Советник президента США по национальной безопасности Колин Пауэлл на пресс-конференции в Пентагоне после бомбардировки Багдада. Фото: июнь 1993 г.

В 1995 – 1996 гг. действия Америки по отношению к России большинство по-прежнему оценивало как дружеские. Решающими в том, как в России относятся к Америке, стали события 1998 – 1999 гг. На этот отрезок приходится целая череда событий, испытания которыми отношения между двумя странами не выдержали. Всего за два года случились военные действия США в Ираке, интервенция сил НАТО в Югославии, США объявили о выходе из Договора по ПРО, а также произошло первое после распада СССР расширение НАТО на Восток.

Еще одним событием 1999 г., на которое отреагировала российская власть, стала критика со стороны Запада действий российских военных в Чечне. Тогда Россия впервые напрямую обвинила Запад в поддержке террористов. Примерно в это же время в репертуар отечественной пропаганды вернулась формула, объясняющая невзгоды России происками Запада.

 Российский солдат в Чечне. Фото: 8 декабря 1999 г.

Российский антиамериканизм берет своё начало в том числе и в крахе надежд начала 1990-х. Надежд на то, что новую Россию, которая не соответствовала принятым на Западе политическим и экономическим стандартам, тут же безоговорочно примут в круг ведущих мировых держав. Сыграло свою роль и осознание того, что американского уровня жизни быстро достичь не удастся.

Однако, на протяжении 1990-х гг. антиамериканизм оставался во многом ситуативным, политика США воспринималась как агрессивная, но не направленная против России. Определяющими оказались события 1998 – 1999 и 2003 – 2004 гг, когда большинство жителей России сначала увидели в действиях Америки угрозу собственной безопасности, а затем поддержали вектор на самоизоляцию страны. Заметив еще в конце 1990-х, что конфронтация с США позитивно сказывается на уровне популярности, российские власти к середине 2000-х превратили нарастающий антиамериканизм в ключевую тему пропаганды, а в последние годы противостояние США стало для руководства России одним из главных инструментов поддержания собственной легитимности в условиях экономического кризиса.

Российско-американские отношения и их роль в формировании образа США

Отношения России и США в начале 1990-х можно охарактеризовать как дружеские, причем США выступали как наставник в проведении реформ в России. Во внешней политике российское руководство показывало солидарность с Западом.

Новое столетие, как для США, так и для России ознаменовалось сменой политической власти. В 1999 г. россияне выбирали депутатов в Государственную Думу. КПРФ собрала 24,29 % голосов избирателей, следующая за ней «партия власти» Единство получила 23,32 % голосов. 31 декабря 1999 года Б. Н. Ельцин, ключевая политическая фигура 1990-х гг., человек, с которым мировое сообщество связывало проводимые в России реформы и «вдруг» американского президента Б. Клинтона, ушёл в отставку, передав бразды правления страной занявшему летом 1999 г. пост премьер–министра страны В. В. Путину. И.о. президента России В. В. Путин был выбран президентом России и вступил в свою должность 7 мая 2000 г.

 Официальная церемония передачи власти от Бориса Ельцина Владимиру Путину. Фото: 1999 г. Источник: Сенцов Александр / Чумичев Александр / ТАСС

7 ноября 2000 года состоялись выборы в Конгресс США. По итогам выборов республиканцы получили 221 кресло против 211 у демократов в нижней палате, в сенате голоса распределились поровну. С небольшим перевесом голосов выборщиков 43 президентом США стал Дж. Буш.

Ключевыми событиями, имевшими большие последствия для российско-американских отношений в начале XXI века, стали трагические события 11 сентября 2001 г. В результате террористической операции с использованием гражданских самолётов пострадало здание Пентагона и были полностью уничтожены высотные башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

 Атака на Северную и Южную башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г.

Борьба с терроризмом была объявлена приоритетом в «Концепции национальной безопасности» и доктринальных документах по внешней и военной политике, принятых после прихода В. В. Путина к власти. Кроме того, ещё в 1999 г. российские власти утверждали, что Усама бен Ладен помогает чеченским сепаратистам деньгами и оружием, а также способствует отправке тужа новых боевиков. В январе 2002 г. это было подтверждено найденной в столице Афганистана Кабуле видеоплёнкой, на которой были изображены Усама бен Ладен и известный чеченский боевик Хаттаб.

Таким образом, после 11 сентября 2001 года в отношениях России и США (президент которых Дж. Буш объявил новый «крестовый поход» против терроризма) появилось то, что до терактов практически было нереализуемо, – возможность реального стратегического сотрудничества. Темой этого партнёрства стал чрезвычайно значимый вопрос международной политики – борьба с международным терроризмом. В частности, в принятой
1 октября 2001 г. новой военной доктрине США («Четырёхгодичный оборонный обзор») говорилось о том, что существует возможность сотрудничества с Россией в области предотвращения угрозы международного терроризма.

Активная фаза сотрудничества России и США началась в связи с американской военной кампанией против движения «Талибан», которое отказалось выдать скрывающегося в Афганистане Усаму бен Ладена.

Россия имела важное значение для США в силу того, что:

1) Россия, являясь членом СБ ООН и имея право вето, могла помешать США в случае не согласия с их действиями. Поэтому администрации Дж. Буша было выгодно привлечь Россию на свою сторону;
2) Россия поддерживала тесное сотрудничество со своими центральноазиатскими соседями – бывшими членами СССР и продолжала контактировать с врагом «Талибана» – «Северным альянсом»;
3) Ввиду сложившихся проблем с использованием Пакистана как плацдарма для наступления на «Талибов», инфраструктура бывших советских центральноазиатских военных баз могла бы послужить хорошей альтернативой для США. Без согласия России это было невозможно.

24 сентября 2001 г. В. В. Путин в телеобращении обозначил границы участия России в контртеррористической операции США. Россия согласилась на предоставления своего воздушного пространства для пролёта самолётов с гуманитарными грузами в район операции. Тем не менее, право предоставления оружия Северному альянсу Россия передавать кому-либо не собиралась. О военных базах на территории центрально азиатских государств речи не шло.

Указывалось, что эта позиция согласована с лидерами центральноазиатских республик. Также говорилось о возможности более глубокого сотрудничества, но уже взамен на ответные услуги США в виде, например, помощи ускоренному вступлению России в ВТО и списании российских долгов. Особо обозначен призыв к отказу от политики двойных стандартов со стороны США по отношению к действиям России в Чечне. В Белом доме отметили, что удовлетворены услышанным.

Участие, пусть и ограниченное, России в контртеррористической операции США, поддержка, оказанная Россией, обусловленные возникшим совпадением национальных интересов двух стран в деле борьбы с международным терроризмом, имело своим следствием качественное улучшение межгосударственных отношений. Ярчайшим примером изменений стало совместное заявление двух президентов для прессы, сделанное в ходе встречи в Шанхае 21 октября 2001 г. Отвечая на вопросы журналистов, Дж. Буш и В. В. Путин констатировали наличие общих интересов. В частности, Дж Буш заявил, «что нас связывает сейчас – это наше общее стремление победить терроризм». 

 В. В. Путин и Дж. Буш (второй справа) на встрече в Шанхае. Фото: 21 октября 2001 г.

В XXI веке сотрудничество между двумя странами, помимо борьбы с терроризмом, имеет и экономический аспект. Межгосударственный товарооборот увеличивается. Например, в 2005 г. он вырос на 30% и достиг 20 млрд. долл. США, в свою очередь, к 2002 г. занимали важное место в российском внешнеторговом обороте. На долю США приходилось тогда 4,1% объёма российской внешней торговли.

6 апреля 2008 г. в Сочи состоялась встреча президентов США и России, которая стала последней совместной встречей Дж. Буша и В. Путина в качестве президентов. Документ, принятый по итогам встречи, носит название «Декларация о стратегических рамках российско-американских отношений». Такая формулировка, как видится, имеет смысл свод рекомендаций из уст уходящих президентов своим преемникам по двустороннему сотрудничеству.

Уже в самом начале документа отмечается, что стороны «вновь подтверждают, что эра, когда Россия и США рассматривали друг друга как врага или стратегическую угрозу закончилась». Несмотря на огромное количество разногласий, которое существует сейчас между нашими двумя народами, президенты в очередной раз заявили, что Россия и США – не враги. Таким образом, наметившаяся ещё в 1991 – 1992 гг. тенденция постоянно декларировать, что Россия и США не рассматривают друг друга в качестве врага продолжается. Хотя реально поведение двух держав позволяет усомниться в данном высказывании, всё же подобные слова могут быть расценены как некая опора и гарантия того, что при любом раскладе возможное дальнейшее охлаждение отношений не зайдёт дальше определённое черты. И этот факт несомненно отражается на восприятии Америки российскими гражданами.

В начале XXI века в связи с событиями 11 сентября 2001 г. в США активизировались милитаристские настроения, была принята новая военная доктрина и объявлен «крестовый поход» против терроризма. Россия оказалась чрезвычайно полезной в деле осуществления американской операции в Афганистане, вследствие чего Вашингтон был крайне заинтересован в потеплении российско-американских отношений, что и произошло осенью 2001 г.. Заинтересованность обеих стран в ликвидации «Талибана» в Афганистане, с которым Россия связывала чеченских боевиков, а США – теракты 11 сентября, позволила достичь реального взаимовыгодного и действительно стратегического сотрудничества между двумя странами.

К острейшим проблема российско-американских взаимоотношениях периода 2001 – 2008 гг., обусловившим возрастание антиамериканских настроений, относятся:

1) различие интересов на постсоветском пространстве;
2) критика США действий России в Чеченской республике;
3) упрёки американской стороны в адрес России в её «дедемократизации»;
4) несогласия России с действиям США в Ираке;
5) проблема развёртывания американской ПРО;
6) торможение процесса сокращения наступательных вооружений.

Очередное охлаждение российско-американский отношений в связи с ПРО можно констатировать в связи с так называемой мюнхенской речью В. В. Путина 10 февраля 2007 г., которая отличалась достаточно жёсткой манерой изложения озабоченностей России. Россия обозначила путь, по которому пойдёт.

Речь президента не вызывала изменений в позиции США, Так, в Белом доме в ответ лишь выразили «разочарование» и подтвердили готовность сотрудничества с России в области борьбы с терроризмом.

В ходе визита 18 марта 2008 г. в Москву главы Пентагона Роберта Гейтса и госсекретаря США Кондолиззы Райс американская сторона передала России свои предложения по ПРО. Министр иностранных дел С. Лавров, после того как российская сторона изучила американские предложения, заявил, что США не будут против, если Россия будет следить за тем, «что делает радар и в каком состоянии находится база перехватчиков», с помощью технических средств. Однако Москва настаивает на постоянном присутствии своих наблюдателей на объектах, тогда как США согласны только на разовые инспекции, причём с разрешения государств, в которых размещены базы ПРО.

Другой важной составляющей разногласий между США и Россией в начале 2000-х гг. являлась разница в понимании действий, предпринимаемых Россией в Чеченской республике.

После 11 сентября администрация Дж. Буша изменила своё отношение к чеченскому конфликту. В Белом доме былая критика российских действий в отношении боевиков сменилась молчанием. Пока шла активная фаза американской антитеррористической операции в Афганистане, пока существовала заинтересованность США в российской помощи в Афганистане, на действиях России в Чечне не заострялось внимание в Белом доме, однако критика со стороны американской прессы, хоть и снизившаяся в своём количестве после 11 сентября, всё ещё имела место.

Но уже 11 января 2002 года пресс-секретарь госдепартамента США Р. Баучер в своём заявлении отметил, что «свежая информация о российских действиях в Чечне свидетельствует о продолжающихся нарушениях прав человека и использовании чрезмерной военной силы против гражданских целей».

 Манифестанты в Москве, протестующие против войны в Чечне. Фото: 12 декабря 2002 г.

Серьёзные разногласия между двумя государствами возникли в связи с политикой, которую они проводили на постсоветском пространстве.

Политический кризис на Украине, итоги которого получили позднее название «оранжевой революции», разразившийся в ходе президентских выборов в ноябре 2004 года, был столкновением двух политических сил чьё видение украинской внешней и внутренней политики существенно различалось. В результате поражения В. Януковича, поддерживаемого Москвой, и избрания в ходе перевыборов президентом прозападно настроенного В. Ющенко, Украина изменила свою внешнюю политику, полностью переориентировавшись на США. Активизировались отношения между двумя государствами на самых разных уровнях. В частности уже в апреле 2005 года Ющенко отправился с визитом в США и, в свою очередь, пригласил американского президента Дж. Буша посетить Украину.

Ещё ранее похожая смена власти произошла в другой бывшей советской республике – Грузии. По итогам парламентских выборов 2 ноября 2003 года ЦИК Грузии сообщил, что на выборах одержал победу проправительственный блока «За новую Грузию», в то время как телекомпания «Рустави-2» сообщила, что поданным «опросов на выходе» победил блок М. Саакашвили «Национальное движение». В Тбилиси прошли первые митинги оппозиции.

21 ноября Госдепартамент США официально объявил результаты выборов в Грузии сфальсифицированными, а российский МИД призвал граждан Грузии проявить выдержку и не допустить насилия. И уже в ночь на 23 ноября сторонники оппозиции захватили правительственные здания. При посредничестве главы МИД России И. Иванова прошли переговоры президента Э. Шеварднадзе с лидерами оппозиции, после которых президент объявил о своей отставке. Президентское кресло в январе следующего года занял М. Саакашвили.

То, что в грузинской революции замешаны США, после своей отставки заявлял сам Э. Шеварднадзе. В частности, бывший грузинский президент обвинял Джорджа Сороса в финансировании государственного переворота.

 Живая стена вокруг президентского дворца в Тбилиси, Грузия. Фото: 14 ноября 2003 г.

Между Россией и возглавляемой М. Саакашвили Грузией, ориентирующейся во внешней политике на США, сохраняются разногласия по поводу Абхазии и Южной Осетии, которые формально являются частью грузинского государства, но фактически управляются своими собственными правителями. А многие граждане этих непризнанных в мире государств имеют российские паспорта, выдача которых вызывает нескрываемое возмущение грузинской стороны. Грузия обвиняет Россию в попытках расчленения своей территории и намерениях присоединить Абхазию и Южную Осетию.

Иракский кризис серьёзно осложнил российско-американские отношения вследствие принципиальных политических разногласий.

В 2002 – 2003 гг. американская администрация предприняла большие усилия для того, чтобы доказать, что режим Саддама Хусейна представляет опасность для международного общества. Ирак обвинялся в возобновлении разработки оружия массового поражения и в сотрудничестве с международными террористические организациями, прежде всего с Аль–Каидой. Данные американской разведки говорили прямо о противоположном, однако игнорировались высшим руководством США, что может указывать на то, что США не интересовали реальные данные о наличии угрозы со стороны Ирака. То, что на войну Вашингтон подталкивал нефтяной фактор, находит подтверждение в недавних действиях американской администрации. Так, планируемый уход американских войск из Ирака не относится к потере контроля добычи нефти. Проект разработанного в 2007 г. для иракского парламента специального «закона о нефти» даёт возможность решать вопрос о предоставлении прав на разработку месторождений самим нефтедобывающим компаниям.

 Саддам Хусейн, захваченный американскими войсками. Фото: 13 декабря 2003 г.

Россия (вместе с Францией и Германией) выступила против военной акции. Суть негативной реакции на планируемые действия была позднее изложен министром иностранных дел И. Ивановым в специальной статье, где он отмечал: «Военная операция в Афганистане имела ясную и разделяемую всеми цель: ликвидацию террористической сети «Аль-Каиды» и поддерживавшего её режима талибов. Иначе обстояло дело в Ираке. Международному сообществу не было предоставлено убедительных фактов, которые подтверждали бы обвинения иракского режима в поддержке международного терроризма и причастности к событиям 11 сентября 2001 г». В. В. Путин, в свою очередь, вскоре после начала военных действий США в Ираке назвал их «Большой политической ошибкой» и указал на то, что они идут вразрез с международным правом.

После «иракского кризиса» в 2003 г. отношения России и США стали ухудшаться. Причём инициатива процесса охлаждения исходила из Вашингтона. Так, обострилась проблема ПРО (которую Дж. Буш был решительно настроен развернуть в кратчайшие сроки и без учёта мнения мирового сообщества), вызвавшая в свою очередь денонсацию со стороны России Договора СНВ-2. Последовала взаимная жёсткая критика со стороны официальных лиц, ярчайшими примерами которой явились речь Р. Чейни в Вильнюсе в 2006 году и мюнхенская речь В. Путина в 2007 г.

В 2013-2015 гг. отношения России и Америки развивались по непонятной траектории – от кризиса доверия в связи с внутриполитическим положением на Украине до глубокого международного конфликта с элементами военно-политической невоенного боя.

Система обвинений против России, которая выстраивалась администрацией США и Канадой, а также Австралией базировалась на нескольких главных пунктах.

Во-первых, руководством США было вменено в вину России нарушение принципа «нерушимости послевоенных границ в Европе», осуществление «аннексии территории другого государства», а также «дестабилизация» ситуации на Украине и поддержка сепаратизма. После событий в Крыму, а затем – в связи с началом противостояния Киева и ополченцев ДНР и ПНР, именно на РФ была возложена вина за гражданскую войну на Донбассе и в ее адрес посыпались обвинения в агрессии. Еще летом 2014 г. США и их союзники начали использовать термин «гибридная война» для описания влияния России на ситуацию в Донецкой и Луганской областях. При этом против России звучали обвинения не только в поддержке сил самопровозглашенных республик и оказании им военной и иной помощи, но и в том, что она непосредственно выступает в качестве одной из сторон такой «гибридной войны». Такая риторика последовательно применялась Белым Домом, Госдепартаментом США и Пентагоном. Примечательно, что несмотря на весьма жесткий характер таких обвинений, звучащих в том числе от таких официальных лиц, как посол США на Украине Дж. Пайетт и командующий ОВС НАТО в Европе генерал Ф. Бридлав, администрация Обамы не вносила на обсуждение в СБ ООН резолюцию, в которой Россия официально называлась бы «агрессором». Собственно, для этого не хватало реального факта войны между Россией и Украиной.

Во-вторых, в связи с войной на Украине администрация Обамы обвинила Россию в покушении на ту систему отношений, которая выстраивалась в первые годы после «холодной войны», то есть на миропорядок, лидерами которого на протяжении более чем двух десятилетий выступали США. Для Вашингтона это обстоятельство имеет куда более существенное значение, чем собственно развитие ситуации на Украине.

В-третьих, не столько на официальном, сколько на экспертном уровне, был сформулирован тезис о том, что действия и намерения России могут представлять потенциальную угрозу для восточноевропейских стран НАТО.

Таким образом, можно сказать, что российско-американские отношения развиваются достаточно циклично. Такой цикличный характер был характерен советско-американским отношениям после 1945 г. В них отчетливо прослеживаются моменты, когда Москва и Вашингтон пытались вести разговор в стратегической сфере, свертывали переговорный процесс, балансировали на грани военно-политической конфронтации и снова пытались начать диалог.

Образ американцев и американских ценностей в российском обществе

Мифы об Америке и ее жителях – одни из самых популярных в России. Для абсолютного большинства россиян главные черты США — это, прежде всего, «богатая страна», «сильная военная держава», но еще и страна, которая «бесцеремонно вмешивается в дела других стран, навязывает им свои ценности и порядки».

Россияне искренне считают, что российское образование лучше американского и уровень общих знаний в США гораздо ниже. Что образование в США упрощено, и кроме денег американцев ничего не интересует.

Современное российское общество воспринимает США как серьезную внешнюю угрозу. Как выяснилось в ходе опроса, проведенного Фондом общественного мнения в конце июля 2011 г., США и Китай воспринимаются российским обществом в качестве главной угрозы безопасности России.

США позиционируются в российских СМИ как государство, заинтересованное в экономическом и политическом ослаблении России, а также в снижении ее влияния на постсоветском пространстве. Американская культура в российском восприятии практически тождественна понятию массовая культура, которая предполагает усредненность и снижение эстетического уровня ее потребителей. Сами американцы – амбициозны, наглы и уверены в своем превосходстве над остальными народами и всем миром. Подобные представления об Америке и американцах россияне черпают не только из российских СМИ, но и из американских фильмов. Голливуд – второй по значимости «источник информации» о США для россиян. То, что показывается в американском кино, нередко воспринимается как реальная жизнь в Америке (распространенные клише – драки, бандитские «разборки», аморальное поведение женщин и т.д.).

Чем объяснить новейший виток антиамериканизма в России, который не уступает антиамериканизму советского периода, а в чем-то его и превосходит? Согласно разъяснениям российской политической элиты, для России неприемлемы притязания США на мировое господство, односторонние действия по наведению мирового порядка, как и их желание распространить свои демократические образцы по всему миру. Приводятся и некоторые другие аргументы, призванные доказать, что на США лежит односторонняя ответственность за ухудшение отношений с Россией, из чего можно заключить, что антиамериканизм россиян справедлив, объективен и праведен.

Воздействие таких американских ценностей как свобода и демократия, лежащих в основе мировоззрения США, приобрело неоднозначный смысл в нашей стране. Процесс распространения американских ценностей в российском обществе оценивается неоднозначно. С одной стороны, он рассматривается как угрожающий уничтожению национальной самобытности, традиций и ценностей, исконно присущих русскому обществу. Однако существует мнение, определяющее распространение ценностей США как процесс скорее положительный, нежели отрицательный. В таком случае американские ценности и образ жизни рассматриваются, как способные привести к такому же стандарту жизни как в Америке.

Опросы общественного мнения, проведенные в 2002 г., свидетельствуют о нарастании критического и даже враждебного восприятия Америки. Большинство опрошенных выражают недовольство «американской односторонностью». Опрос также выявил, что «американское общественное мнение резко расходится с мировым в оценке роли США в мире и глобальных результатов действий США».

По данным опроса, проведенного ФОМ, в феврале 2013 г. отрицательно к США относились 18% опрошенных, в начале 2001 г. таковых было 17%. Значительно снизилось положительное отношение – с 35% в 2001 г.– до 23%, а также наблюдался существенный рост безразличия – с 43% до 56%. В большой степени это обусловлено последними конфликтами между странами, касающихся как вопросов усыновления, так и политической проблематики.

Восприятие США как недружественного по отношению к России государства характерно для 54% россиян (в 2001 году 47%), дружественным США считают 27% респондентов (в 2001 году 36%). Прежним осталось представление опрашиваемых об отношении США к России. 25% респондентов считают, что мнение американцев о россиянах плохое, 13% полагают, что хорошее, а 33% думают, что люди в Америке к России равнодушны.

Необходимо отметить ассоциации, которые вызывает Америка у наших сограждан. 27% опрошенных рассматривают США с точки зрения оценки внешнеполитической угрозы от них исходящей, как страну, навязывающую свои интересы. Положительные ассоциации 15% опрошенных связаны с благосостоянием, величием Америки. 26% опрошенных дали безоценочные ответы, то есть США ассоциируется с определенными символами, брендами (Макдоналдс), с Голливудом, валютой и т.д.

Необходимо отметить особенные характеристики российского общества, которые обусловлены тем, что оно принадлежит к цивилизации, отличающейся от западноевропейской историческими условиями развития, что повлияло на формирование таких явлений как патернализм, коллективизм, неприятие индивидуализма. Поэтому влияние, оказываемое американскими ценностями и их восприятие российским обществом связано с национальными особенностями государства.

Внешняя политика США в восприятии россиян

Отношение российского общества и политической элиты к внешней политике США остается противоречивым. На протяжении последних лет ни одна другая страна не интриговала россиян больше, не давала поводов для таких ощутимых проявлений российской симпатии и антипатии. Россияне продолжают идти к американскому опыту как образцу для подражания, но одновременно испытывают неприязнь по поводу решений американского правительства. Различные социальные опросы говорят, что в целом российское общество хорошо относятся к Америке однако около 30% расценивает американскую политику негативно.

Реальное сопоставление общественного мнения двух стран стало возможно лишь начиная с 1991 г. Логика общественного сознания здесь обыденная, связанная с привычными представлениями о расхождении интересов данных стран. Если в каком-либо конфликте выигрывают США, это вредно для РФ, а если выгодно для РФ, вредно для США. Вот некоторые примеры:

− Конфликт в Косово в 1999 г.,– в России негативное отношение к Америке возрастает скачком – с 10 до 54%.
− Вторая чеченская война. Рост негативных оценок симметричен, но не столь значителен: России с 32 до 61%.
− Террористические акты 11 сентября 2001 г.– негативное отношение к Американцам спадает до 28%.
− Американское вторжение Ирак в марте 2003 г. Российское осуждение возрастает с 24 до 66%.
− События на Украине 2014 – 2015 гг., события в Крыму и в Донбассе. Рост антиамериканских настроений максимальный 75%.

После 11 сентября опросы зафиксировали и проявления страха перед возможностью начала мировой войны. И безусловно, здесь особую роль сыграла реакция сочувствия погибшим. Большая половина населения РФ считала, что Америке досталось по заслугам, они теперь на своем примере смогли чувствовать, что испытали люди в иных странах во время бомбардировок.

Центр Международных исследований «Исомар» провел опрос граждан России на тему войны в Ираке. Опрос проходил весной 2003 г. Было опрошено 2130 респондентов в 40 регионах Российской Федерации методом анкетирования с помощью региональной сети интервьюеров. Как показали результаты опроса, больше половины граждан России (92%) негативно отнеслись к данной операции. При этом 76% опрошенных считали, что у американцев нет серьезных доказательств по поводу наличия в Ираке оружия массового уничтожения для того, чтобы напасть. 40% участников опроса считало, что РФ следует занять свою позицию, резко осудить военные действия и бомбардировки США, так как в случае их выполнения страдают в первое очередь все мировое сообщество.

Можно оценить итоги военной операции против Ирака. Четверть опрошенных говорила о том что такая операция может привести к абсолютно повсеместным терактам. Еще четверть уверено говорит о том, что после данного конфликта доля антиамериканизма во всем мире резко увеличится. И еще четверть опрошенных сказала о том, что после данной ситуации кардинально ухудшаться отношения между американцами и всему мусульманскими странами. Остальные больше всего опасались мирового кризиса.

Исходя из этого видно, что отношение россиян к внешней политики США строится в основном на их отношении к самой Америке.



Понравилась статья? Отправьте автору вознаграждение: