Общий характер архитектуры IV века до н. э.
Конец V века до н. э. явился для Греции временем сильнейших политических потрясений и глубоких социально-экономических сдвигов.
Пелопоннесская война, закончившаяся победой Спарты и ее союзников, привела к массовому разорению свободного крестьянства в Аттике и к полному истощению огромных денежных фондов Афин. Источники, прежде пополнявшие эти фонды, — внешняя торговля и взносы союзных государств, — теперь иссякли, что привело к резкому сокращению монументального строительства в Афинах.
Если во второй половине V века до н.э. первенствующее место в эллинском зодчестве принадлежало Аттике, то в следующем столетии эта роль перешла к Пелопоннесу и Малой Азии. Ведущими архитекторами этой эпохи были Филон, Скопас, Поликлет Младший, Пифей и Сатир.
Изменился общий характер монументального строительства, в котором храмы уже не занимали прежнего исключительного положения. Зодчество IV века до н. э. характеризуется большим разнообразием типов архитектурных сооружений, отразившим сложность и разнообразие общественных интересов этой эпохи. Сильно возросло архитектурное значение открытых театров, развившихся к этому времени в своеобразный тип монументальной архитектуры, а также больших закрытых помещений для общественных собраний (булевтерии, одейоны), палестр, гимнасиев и др.
Уже во второй половине V века до н. э. наметились новые тенденции в эллинском зодчестве, выразившиеся в попытке создать всеэллинский стиль. В дорический ордер иной раз вносились элементы ионического, и он подвергался сильной переработке в духе ионики. В одном здании сочетались различные ордера: дорический снаружи и ионический внутри, а в Бассах (Храм Аполлона) это сочетание ордеров было дополнено коринфской колонной, поставленной на самом видном месте, в глубине целлы, и положившей начало развитию коринфского ордера, который, однако, применялся в IV в. до н. э., преимущественно в интерьерах.
Развития одновременного применения различных ордеров во всех областях Греции и сочетание их в одной композиции свидетельствует о новом отношении к ордерной системе, сложившемся на протяжении IV—III вв. до н. э. Этот процесс может быть уподоблен развитию единого всеэллинского литературного языка в эллинистическую эпоху.
Заметные изменения происходят в трактовке архитектурных форм. Очертания деталей в дорическом ордере становятся суше. Антаблемент становится более легким, триглифы выступают из плоскости архитрава и приобретают более декоративный характер. Начинают применяться пилястры и полуколонны. Энтазис уменьшается.
Одна из характерных черт зодчества IV века до н. э. — большее внимание к детали (Первостепенный интерес для характеристики форм, излюбленных античными зодчими, и для познания приемов древнегреческого архитектурного мастерства представляют профили обломов наиболее характерных сооружений отдельных эпох. Чертежи 203—213 дают графические воспроизведения обломов — профилей различных деталей выдающихся памятников греческого зодчества от VI до II вв. до н. э. (по работе Шу — см. библиографию)). Скульптурная отделка архитектурных элементов приобретает большое значение. В дорических постройках теперь применяется типичный для ионики пластический (резной), а не живописный орнамент.
Ионический ордер, господствовавший до сего времени в Малой Азии и получивший довольно широкое применение в Аттике в V столетии до н. э., проникает и в Пелопоннес.
Наконец, как одну из особенностей зодчества IV века до н. э., в частности в Пелопоннесе, следует отметить круглые в плане ордерные постройки (Фолос в Эпидавре, Филиппейон в Олимпии).