3. Общинные дома и поселения эпохи варварства
Энгельс определяет варварство как эпоху «введения скотоводства и земледелия, период, когда обучаются способам, как с помощью человеческой деятельности увеличить производство продуктов природы» (Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Партиздат ЦК ВКП(б), 1937 г., стр. 26).
Варварство так же, как и дикость, Энгельс делит на три ступени.
В Европе и у большинства народов Азии и Америки варварство начинается с появления гончарного искусства. Родовая организация общества, развивавшаяся уже на предыдущих этапах, достигла на этой ступени своего полного расцвета.
Средняя ступень варварства в Старом Свете начинается с приручения домашних животных, а в Америке — с разведения съедобных растений при помощи орошения и с употребления для построек адобов (высушенного на солнце кирпича-сырца) и камня (Ф. Энгельс. Там же, стр. 23).
В некоторых случаях в этот период уже научились делать металлические орудия. Материнский род на этой ступени обычно сменялся новым, отцовским родом.
На высшей ступени варварства дальнейший рост производительных сил общества привел к отделению ремесла от земледелия. Применение труда рабов стало принимать широкие размеры, возникло производство для обмена, а общественные богатства все более и более сосредоточивались в руках отдельных лиц. Имущественные различия разрушали прежние родовые организации. В период разложения родового строя древнюю родовую общину сменила новая форма «земледельческой общины», которая «была первым социальным объединением свободных людей, не связанных кровными узами», и в которой «каждый собственными силами обрабатывает (отведенные ему поля и урожай присваивает единолично» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Государств. изд-во, т. XXVII, стр. 694).
В мифологии и религии большое развитие получили культ сил природы, особенно солнца, и культ предков. Эпические сказания о богах и героях племени достигли на высшей ступени варварства полного расцвета. В изобразительном искусстве, наряду с прежним стихийно реалистическим отображением явлений реальной жизни общества и животного мира, появились богатый орнамент и схематизированные образы, навеянные мифологией.