Общинные дома североамериканских индейцев
Архитектура низшей ступени варварства у современных индейских племен Сев. Америки была подробно изучена Морганом, описавшим по личным наблюдениям жилище кочевых индейцев (дакота) и собравшим большой материал о жилищах и поселениях оседлых племен. До вторжения европейцев дакота жили по верхнему течению Миссисиппи в общинных хижинах, выстроенных из тонких жердей и покрытых корой деревьев. Европейцы вытеснили дакота в степи, и здесь, перейдя к кочевому образу жизни, индейцы изобрели легкую палатку из шкур. Остов состоял из нескольких жердей, расставленных по кругу и связанных наверху в пучок; жерди обтягивались бизоньими шкурами, сшитыми по форме остовам Такая палатка свободно вмещала до десяти человек, была непроницаема для дождя, легко разбиралась и перевозилась на вьючных лошадях.
«Длинный дом». Поселения оседлых земледельческих племен американских индейцев характеризуются большими общинными, так называемыми «длинными домами», в каждом из которых жило под одной кровлей от 8 до 10 семейств. «Длинный дом» ирокезов (табл. 143, фиг. 4 и 5) представлял собой вытянутый прямоугольник от 15 до 30 м длины с центральным проходом во всю длину дома. На торцовых сторонах дома были устроены входы. По обе стороны от прохода располагался ряд разделенных перегородками комнат, открытых в центральный проход, в котором были расположены очаги. На каждые четыре комнаты приходился один очаг, которым жильцы комнат пользовались сообща. Дома строились из коры вяза, на бревенчатом остове, были просторными, теплыми и хорошо содержались. Общие запасы хранились в особых кладовых. «Длинные дома» ирокезов исчезли уже к началу XIX в., но по описаниям быта и семейного строя этого племени можно установить, что в хозяйствах «длинных домов» господствовал развитый материнский род.
Круглые дома. Уклад материнского рода обнаруживается также и в больших круглых
домах другого племени индейцев — майданов.Остов круглого дома (табл. 143, фиг. 7 и 8) складывался из бревен, расставленных по кругу диаметром до 12 м. От них к четырем центральным столбам, соединенным связями, шли тесно положенные балки наката, покрытые корой и засыпанные сверху толстым слоем земли; пол был несколько углублен в землю. Дом был разбит перегородками на ряд помещений, открытых к его центру, где помещался общий очаг. Свет проникал через центральное отверстие в крыше. Вход был устроен сбоку в виде бревенчатого навеса, засыпанного землей; проем был завешан бизоньими шкурами. Эти общинные дома располагались вокруг центральной площадки поселка, число домов в котором доходило до пятидесяти (табл. 143, фиг. 6).
Каменные пуэбло. К числу наиболее замечательных памятников Америки относятся каменные пуэбло, ярко отразившие первобытно-коммунистический уклад жизни родовых общин (табл. 142, фиг. 1—6; табл. 144, фиг. 1 и 2). Пуэбло — это огромные общинные дома, разросшиеся до размеров больших поселков, построенных общинами как единый жилой комплекс. Многие пуэбло сооружались из кирпича-сырца, но лучшие из них были сложены из камня. Основной район распространения каменных пуэбло — область реки Санхуан и ее притоков на югозападе Сев. Америки. Эти постройки найдены уже заброшенными и лежащими в развалинах.
В плане пуэбло представляют собой вытянутый прямоугольник главного здания с двумя боковыми выступами, обычно под прямым углом к его продольной оси (табл. 142, фиг. 4). Выступы охватывают центральный двор, замкнутый дугообразной стеной. Иногда основной корпус также располагался по кривой. Здание строилось в несколько этажей уступами со стороны двора. Сохранившиеся в Уна-Вида развалины незаконченного еще пуэбло позволяют установить, что оно строилось несколькими поколениями. Сначала строился первый этаж главного здания, перекрытый плоской кровлей. Потом к нему сзади добавлялся ряд комнат, над которыми устраивался второй этаж. Таким же образом добавлялся третий ряд комнат высотой в три этажа и так далее — до пяти этажей. С наружной стороны стены пуэбло и его двор были глухими, что прекрасно защищало его от нападения. В пуэбло попадали снаружи по приставным деревянным лестницам (табл. 142, фиг. 5). По таким же лестницам переходили из одного этажа в другой. Количество комнат большкх пуэбло достигало нескольких сот. В каждом пуэбло могло жить от тысячи до трех тысяч человек. Жилые комнаты в основном были одинаковых размеров, со входам через дверь с террасы или сверху через люк. Изредка две комнаты соединялись вместе.
Самое большое из сохранившихся пуэбло — пуэбло Бонито (табл. 142, фиг. 1—3). Постройки его расположены по неправильной дуге, замкнутой спереди прямоугольным вытянутым строением. В одном нижнем этаже этого пуэбло было до двухсот комнат. В комплексе каждого пуэбло, кроме жилых комнат, находилось еще несколько больших, круглых в плане помещений (табл. 142, фиг. 1), так называемых «эстуфа» (по-испански — печь, очаг). Эти помещения служили, по-видимому, для общественных и культовых собраний. Эстуфы строились иногда в два или три этажа. Материалом для постройки пуэбло служили мягкие породы камия, поддающиеся обработке каменными орудиями. Стены были сложены из прямоугольных плит на растворе из глины или гипса. Плоские перекрытия лежали на поперечных балках из почти необработанных древесных стволов.
Более редким типом является одноэтажное пуэбло Аутен Спрингс (табл. 142, фиг. 6), где комнаты примыкали одна к другой, как соты.
Скальные жилые комплексы. Исключительно интересны вырубленные в мягких скалах или же построенные из камня комплексы жилищ в огромных гротах долины реки Санхуан, в верхнем Колорадо, и в долине Аризоны. Вырубленные в скалах жилища расположены в несколько ярусов друг над другом. Чтобы подняться в эти жилища, пользовались деревянными лестницами или же выступами камней и вбитыми в скалы кольями. Постройки типа укрепленного пуэбло встречаются и теперь у туземных народов Африки (табл. 144, фиг. 3, 4 и 6).