5. Ордер ахеменидской архитектуры
Формы ордера в раннем и в развитом периодах архитектуры эпохи Ахеменидов сильно различаются.
Ордер пасаргадских построек непосредственно связан еще с формами деревянных колонн мидийской архитектуры. Цоколь пасаргадских колонн состоял из двух кубических блоков. Нижний был составлен из плит черного и белого известняка, положенных одна на другую (табл. 113, фиг. 7), верхний блок был целиком черный. Ствол колонн, гладкий, из белого отполированного известняка, внизу оканчивался плоской, покрытой горизонтальными желобками, подушкой, высеченной из того же блока, что и ствол. Капители были черными, как и цоколь; в центральном зале пасаргадского «дворца с колонной» найдено много обломков их. Лучше других сохранились: голова фантастического животного — льва с гривой из перьев и с рогами (такое же животное изображено на фасаде храма в Тель-эль-Обейде), далее настоящего льва, быка и, наконец, прекрасная голова лошади. Все эти изображения, выполненное примитивнее, чем скульптуры Персеполя, однако полны силы и выразительности. Столь характерная для ахеменидской колонны стройность ствола полностью выражена уже и здесь.
Если тип построек в Персеполе еще обнаруживает полную преемственность с пасаргадскими дворцами, то формы ордера здесь коренным образом» изменились и сильно усложнились. Базы колонн большой ападаны, первой по времени постройки, попрежнему состоят из ступенчатого цоколя в виде двух квадратных плит, положенных одна на другую, и гладкой подушки с валиком, отделяющим ее от ствола колонны. В «зале ста колонн» нижние блоки заменены уже колоколом, украшенным свисающими вниз листьями водяного растения и пальметтами. На колоколе лежит толстая подушка с валиком. Близкий этому тип базы применен и в боковых портиках большой ападаны. (табл. 122, фиг. 2). Базы колонн ападаны в Сузах также двух типов: один — в виде колокола с вертикальными прорезями и кольцом по верху, на котором лежит гладкая подушка, и другой — близкий базе колонн персепольской ападаны с цоколем. Колоколообразная база является целиком созданием ахеменидской архитектуры. Обладая устойчивостью, она, вместе с тем, пластична по форме и получила богатую орнаментальную обработку. Ствол колонны в Персеполе уже не гладкий, как в Пасаргадах, а покрыт каннелюрами с острыми ребрами. Число каннелюр колеблется от 32 до 52. Ствол остается исключительно стройным, его сужение кверху невелико и уступает сужению ионических колонн. Стройность колонны еще более подчеркивалась тем, что пролеты между ними были очень большими, доходя в расстояниях между осями до 8,74 м. Это дает отношение ширины пролета к диаметру опоры, равное 5—6:1. Пропорции ахеменидских колонн хорошо характеризуются следующими цифрами (Большая часть цифр взята из книги F. Benoit L’Architecture. Vol. I. Antiquite. Paris, 1914..).
Самым характерным элементом в ахеменидской колонне развитого периода является капитель (табл. 122, фиг. 1). Ее основной частью (в упрощенной форме вся капитель состояла только из этой части) была удлиненная опора для архитравной балки и прогонов в виде двух полуфигур быков, соединенных своими спинами, с подогнутыми передними ногами. Между головами их закреплялись поперечные связи, соединявшие соседние ряды колонн, что придавало всей системе большую устойчивость. Конструктивные достоинства этой капители несомненны, вытянутая форма увеличивала несущую поверхность ее. Вместе с тем, напряженнее фигуры могучих животных придавали ей большую выразительность. В колоннах скальных гробниц Накш-и-Рустема работа подобной конструкции видна очень ясно. Однако настоящая, первоначально поперечная, балка, зажатая между спинами быков, впоследствии, видимо, превратилась в опорную прокладку капители. Шипье в своих реконструкциях показывает между головами быков лишь небольшой поперечный брус с розетками на торцах, который служит опорной частью капители (табл. 117, фиг 2, 2а и 5).
В больших залах применялась сложная капитель, в которой к фигурам быков добавлялась еще дополнительная часть, причем по высоте она значительно превышала опорную (в сузанской капители из общей огромной высоты капители в 8,72 м на фигуры быков приходится только 2,32 м). Эта дополнительная часть представляла связку пальмовых листьев, в нижней части опускающихся в виде колокола, в верхней — раскрывающихся. Поверх нее шел прямоугольный каннелированный столб с двойными загибающимися волютами с каждого конца.
Колонны приемных зал, портиков и пропилеев делались из темных сортов мрамора и известняка и при их огромной высоте состояли всего из трех барабанов. Отеска камня в них всегда безукоризненная. В жилых помещениях персепольских дворцов колонны, видимо, делались по-прежнему из дерева.
Интересно отметить, что сложной капители, применявшейся в самых парадных помещениях и для наибольших по размеру колонн, соответствовала база в виде ступенчатого цоколя с подушкой. В боковых портиках ападан и при небольших размерах колонн база обычно делалась в форме колокола. В целом ахеменидская колонна необыкновенно сложна по своим формам и перегружена деталями, особенно в верхней части. Однако легкость пропорций, изящество линий и замечательная обработка всех ее деталей придают ей законченный характер, прекрасно гармонирующий с общим представлением о тех блестящих сооружениях, в которых она выполняла свое конструктивное назначение.
Сооружение антаблемента составляло технически сложную задачу. Соединяя несколько рядов толстых брусьев из кедра, иранцы получали мощную архитравную балку до 2 м в поперечнике, в которой каждый выше лежащий ряд брусьев выступал над нижним. На этих балках и аналогично выполненных прогонах, опертых на расположенные внутри зала колонны, лежали поперечные брусья, торцами выступавшие над архитравам. Конструкцию завершал карниз, сравнительно узкий, из нескольких положенных одна на другую досок, на который ставился невысокий парапет ив досок или ряд зубцов из кирпича (табл. 117, фиг. 6)
* * *
Архитектура Ирана перед концом существования империи Ахеменидов начинает приходить в упадок по тем же причинам, которые подготовили и политическое ослабление государства, не выдержавшего напора македонцев. Персидская прослойка, составлявшая в огромной империи ничтожную часть, распыляется, — творческие силы ее падают.