Ордерная система
В постройках VII века мы впервые встречаемся с так называемой классической ордерной системой — одним из величайших достижений эллинского зодчества и его важнейшим вкладом в мировое развитие архитектуры. Ордер, или орден (от лат. «ordo» — порядок, строй), — особый тип архитектурной композиции, который возник из стоечно-балочной конструкции эллинского зодчества, как ее своеобразная, закрепленная традицией архитектурная переработка.
Благодаря ряду свойств, отличавших греческий ордер от других типов колоннад, известных в истории архитектуры (например, сложившихся в древнем Египте), он мог служить в той или иной форме для решения самых разнообразных художественных задач, возникавших перед греческими зодчими, и воплощал различные архитектурные образы; область применения ордеров постепенно расширялась, охватив в конце концов все греческое зодчество: ордерная система стала основным типом архитектурной композиции в античной Греции, универсальной системой художественно-выразительных средств, наиболее полно воплотившей особенности архитектурного мышления древнегреческих зодчих.
О замечательных свойствах этой системы, определивших ее выдающуюся роль в дальнейшем развитии зодчества, будет сказано ниже, в связи с описанием зрелой формы ордера, — здесь же объясняются основные термины, связанные с ордерной системой. Большая часть этих терминов восходит к традициям древнегреческого или римского зодчества и сохранилась для нас в памятниках античной письменности, главным образом в трактате Витрувия (Римский архитектор Витрувий писал свои «Десять книг об архитектуре» во второй половине I века до н. э., но при этом широко пользовался более ранними работами греческих авторов, главным образом эллинистической эпохи. См. вторую книгу этого тома. ).
Главными частями греческого ордера (рис. 17) являются:
1) основание, обычно ступенчатое (стереобат); оно покоится на верхнем, частично поднятом над землею, выравненном слое фундамента, который называется евтинтерией;
2) вертикальные опоры — колонны, возвышающиеся на верхней ступени стереобата — стилобате (Стилобатом называют всю верхнюю ступень уступчатого основания (стереобата) или одну только поверхность этой ступени, на которой возвышаются колонны ), и наконец,
3) торцовая часть перекрытия, покоящаяся на балках, уложенных по колоннам,— антаблемент, который делится на 2 или 3 части: а) архитрав, или эпистиль,—главная балка, опирающаяся на колонны и воспринимающая нагрузку от перекрытия; б) фриз — само перекрытие, или, вернее, та его часть, которая покоится на архитраве; в) венчающая часть — карниз.
Образное противопоставление несущих и несомых частей четко проводилось во всех его деталях, вплоть до отдельных обломов (мулюр).
Ордерная система — не мертвая схема, а образное противопоставление несущих и несомых элементов, гармонически разрешающееся в композиции ордерного сооружения.
Элементы ордера, возникшие из конструкций и первоначально определявшиеся лишь требованиями строительного дела и свойствами материала, в своем развитии подвергались сложной переработке. В стремлении к красоте и наибольшей выразительности ордера эллинские зодчие нередко жертвовали строгой точностью при выражении тектонических функций отдельных деталей ради наибольшей выразительности целого (Ср., например, триглифы, часто не соответствовавшие действительному расположению поперечных балок, а также другие детали ордеров, являвшиеся, по-видимому, пережитками деревянной конструкции, или устройство абака Парфенона (ірис. 93), великолепно выражающего функцию передачи нагрузки от балки к колонне, но в действительности не касающегося архитрава краями своей поверхности).
В результате длительного развития в эллинской архитектуре четко наметились две художественные системы строительства, которым соответствовали два основных типа ордера — дорический и ионический, различавшиеся многими деталями и общим характером. Зародившись в разных областях Эллады, они получили затем повсеместное распространение. Позднее, во второй половине V века до н. э., появился еще один ордер — коринфский, отличавшийся от ионического ордера лишь своей капителью.
Различия между основными греческими ордерами не исчерпывались формами отдельных элементов и деталями декора. Отражая характерные черты дорических и ионических художественных традиций в целом — эти различия вырастали в более общие и глубокие стилистические особенности, позволяющие говорить не только о дорическом и ионическом ордерах, но и о двух основных направлениях в эллинистическом зодчестве.
Как в дорическом, так и в ионическом ордере рано установился состав элементов и строгий порядок их взаиморасположения. Но этот порядок, вопреки утверждениям позднейших теоретиков (например, Виньолы), не принял формы незыблемых числовых отношений и норм. Пропорции, или соотношения частей между собой и к целому, сохраняя общие характерные особенности каждой эпохи и опираясь на некоторые излюбленные математические отношения, все же оставляли зодчему почти неограниченную творческую свободу для создания индивидуального образа каждого сооружения.
Пропорции как отдельных элементов, так и их сочетаний придавали ордеру индивидуальность и своеобразие, характеризуя в каждом отдельном случае соотношения всех несомых и несущих частей. Малейшее изменение пропорций отчетливо отражалось на характере ордера, превращая его в основное и очень гибкое средство художественной выразительности в руках зодчего. Ордер позволял передавать тончайшие оттенки различных художественных замыслов.