Курс Культурология. Разработано О. Г. Петровой Основные достижения русской культуры XIX в.
В России романтизм как идейно-художественное направление в литературе начала XIX в. был порожден глубокой неудовлетворенностью передовой части россиян российской действительностью. Становление романтизма связано с поэзией Василия Андреевич а Жуковского (1783-1852). Его баллады "Людмила", "Светлана" и другие проникнуты идеями дружбы и добродетели свободных от пороков личностей, их долга и любви к Отечеству. Ярчайшим представителем гражданского романтизма был поэт-декабрист Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826). В поэмах "Войнаровский", "Наливайко", в сборнике стихов "Думы" содержится призыв к собратьям по перу осуществлять в своих писаниях идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин. Романтическое направление проявлялось и в прозе, в частности, в исторических романах М. Н. Загоскина (1789-1852) "Юрий Милославский", или Русские в 1612 году", "Рославлев, или Русские в 1812 году", "Аскольдова могила".
К романтикам принадлежат такие известные поэты как А. И. Одоевский (1802-1839), В. К. Кюхельбекер (1797-1846), Д. В. Веневитинов (1865-1827) И. И. Козлов (1779-1840), Д. Д. Давыдов (1784-1839), А. И. Полежаев (1804-1838) и др.
С идеями романтизма связано раннее творчество А. С. Пушкина (поэмы "Цыгане", "Руслан и Людмила"; сказки; цикл драматических произведений "Маленькие трагедии") и М. Ю. Лермонтова (поэма "Мцыри", драмы "Испанцы", "Маскарад"). К романтизму относятся также повести A. A. Бестужева-Марлинского (1797-1837), драмы Н. В. Кукольника (1869-1888).
Представителем романтического направления в живописи был русский художник и рисовальщик Орест Кипренский (1782-1836). В портретах Кипренского находят воплощение духовность, сложная внутренняя жизнь человека, его творческая индивидуальность. Это портреты Д. Н. Хвостовой, Е. П. Ростопчиной, мальчика А. Челищева и другие. Ему позировал В. А. Жуковский. В итальянский период Кипренский создал один из лучших прижизненных портретов A. C. Пушкина.
Существенное влияние оказал романтизм на формирование русского пейзажа (работы С. Ф. Щедрина (1791-1830), М. Н. Воробьева (1787-1855). В работах К. П. Брюллова (1799-1852) особенно остро проявилась борьба с системой академического классицизма ("Последний день Помпеи", "Вирсавия", "Всадница", многочисленные портреты).
К романтикам относят обычно и известного художника-мариниста И. К. Айвазовского (1817-1900).
Романтические тенденции в русской музыке - это прежде всего творчество композиторов А. А. Алябьева (1787-1851) и А. Н. Верстовского (1799-1862). Отчасти, к этому направлению можно отнести и ранние произведения основоположника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки (1804-1857). Его оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"), "Руслан и Людмила", симфонические сочинения - "Комаринская", "Испанские увертюры", а также романсы широко известны во всем мире. Выдающийся русский композитор A. C. Даргомыжский (1813-1869) - один из основателей русской классической музыкальной школы также отчасти связан со стихией романтизма. Не случайно его лучшие оперы созданы по мотивам известнейших литературных произведений романтизма - "Русалка" и "Каменный гость" (по одноименным произведениям А. С. Пушкина) и "Эсмеральда" (по роману В. Гюго "Собор Парижской богоматери").
Традиции романтизма ощущались в русской художественной культуре на протяжении всего XIX века.
Наряду с этим, уже в 30-е гг. начинает складываться мощное направление реалистического искусства.
Во второй половине XIX в. реализм был господствующим направлением и в русской литературе. Его основы были заложены еще A. C. Пушкиным (1799-1837), М. Ю. Лермонтовым (1814-1841), Н. В. Гоголем (1809-1852). Такие гиганты, как Л. Н. Толстой (1828-1910), Ф. М. Достоевский (1821-1881), И. С. Тургенев (1818-1883), М. Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889), А. П. Чехов (1860-1904) изобразили целые пласты жизни россиян, с их радостями и печалями, светлыми и темными сторонами жизни.
Гениальное творчество Л. Н. Толстого (автора романов "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье", трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность") оказало огромное влияние на мировую литературу. В романах "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание" "Идиот", "Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевский реалистически изобразил столкновение ярких, самобытных русских характеров, страстный поиск героями человеческого счастья, гармонии. В прекрасных творениях И. С. Тургенева показаны высокие духовные качества и одаренность русских крестьян ("Записки охотника"), образы "лишних людей" и новых героев эпохи ("Отцы идети", "Рудин"), самоотверженность русских женщин ("Накануне", "Дворянское гнездо").
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина направлено против самодержавно-крепостнического строя ("Губернские очерки", "Помпадуры и помпадурши", "Пошехонская старина"); в его произведении "История одного города" создана гротескно-сатирическая галерея образов градоправителей, в социально-психологическом романе "Господа Головлевы" изображен духовный и физический распад дворянства. В творчестве А. П. Чехова отражены идейные искания русской интеллигенции, недовольство обывательством, душевной "смиренностью" ("Ионыч", "Дама с собачкой"); он создал новаторские пьесы ("Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад"). Тонкое психологическое мастерство, органичное сочетание юмора и лиризма Чехова оказали огромное влияние на развитие русской и мировой литературы и театра.
Развивалась русская национальная музыкальная школа. Традиции М. И. Глинки унаследовали и продолжили композиторы "Могучей кучки", созданной М. А. Балакиревым (1827-1910). В нее входили талантливые композиторы: Ц. А. Кюи (1835-1918), М. П. Мусоргский (1839-1881), А. П. Бородин (1833-1887), H. A. Римский-Корсаков (1844-1908). Они собирали и обрабатывали русские народные песни, затем использовали их в своих симфонических и оперных произведениях. Они обращались и к русской литературе. Так, в основе оперы "Борис Годунов" М. П. Мусоргского драма A. C. Пушкина; по мотивам "Слова о полку Игореве" А. П. Бородин написал оперу "Князь Игорь", Н. А. Римский-Корсаков создал оперу-сказку по пьесе А. Н. Островского "Снегурочка". Произведения русских композиторов вошли в сокровищницу мировой музыкальной классики. Они не сходят со сцены оперных театров многих стран мира и по сей день.
В XIX в. всемирную славу получил русский балет. На сцене Петербургского Большого театра с 1847 г. работал танцовщик, впоследствии знаменитый балетмейстер Мариус Иванович Петипа (1818-1910). В России им поставлено более 60 балетов, среди которых "Дочь фараона" (1862), "Царь Кандавл" (1868), "Баядерка" (1877) и др. Вершиной и итогом творчества Петипа явилось сотрудничество с великими русскими композиторами - Петром Ильичом Чайковским (1840-1893) и Александром Константиновичем Глазуновым (1862-1936). Непревзойденные примеры поэтичности, обобщенной образности танца достигнуты Петипа и Чайковским в балете "Спящая красавица" (1890). В балете "Раймонда" (1898) на материале трех музыкальных сюит новаторски разрешена проблема взаимодействия классического и характерного танцев. Шедевром русской хореографии является па-де-де Одиллии и принца Зигфрида в "Лебедином озере" П. И. Чайковского, поставленном в Петербурге в 1895 г. В лебединых сценах, созданных балетмейстером Л. И. Ивановым (1834-1901), получило воплощение сочетание симфонизма и действенности, кордебалета и сольного танца. Л.И. Ивановым поставлен последний балет П. И. Чайковского "Щелкунчик" (1892), где основная тема - преодоление зла победоносной силой любви и человечности, хотя и претворяется она через детские образы.
Реалистическое направление в русской живописи особенно ярко выразили передвижники. Это художники-реалисты, входившие в Товарищество передвижных художественных выставок, созданное в 1870 г. Идейными вождями и вдохновителями передвижников были И. Н. Крамской (1837-1887) и критик В. В. Стасов (1824-1906). Порвав с академизмом, передвижники обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, родной природы, обличали порядки самодержавия России, пережитки крепостничества, пороки капитализма.
Однако реалистические традиции сформировались и ярко проявились в русской живописи значительно раньше. Достаточно вспомнить творчество А. Г. Венецианова (1780-1847), одного из основоположенников бытового жанра ("На пашне", "Захарка", "На жатве" и т.д.) и П. А. Федотова (1815-1852), родоначальника критического реализма в русской живописи ("Завтрак аристократа", "Вдовушка", "Сватовство майора" и т. д.).
Нельзя не упомянуть и о творчестве В. А. Тропинина (1776-1857) поэтическом и тонком (портрет А. С. Пушкина, "Кружевница" и т.д.).
Таким образом, рождение сначала Артели независимых художников с ее отрицанием условности и однообразия классических сюжетов и композиций, стремлением к широте и разнообразию в живописи (1865), а позднее - Товарищества передвижных выставок, стремящегося донести достижения русской реалистической живописи до широких зрительских масс в самых разных городах России, было предопределено всем ходом развития изобразительного искусства в России.
В Товарищество передвижных выставок входили, помимо инициативного и талантливого И. Крамского, не менее даровитые и известные мастера. Это Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге, В. Г. Петров, А. К. Саврасов, И. М. Прянишников, К. А. Савицкий, В. М. Касаткин, В. М. Максимов. Позднее в товарищество вступили И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, С. А. Коровин, а в 1900 году - В. А. Серов. Передвижники ежегодно устраивали новые смотры своих работ, на которых можно было увидеть самые разные эпизоды российской действительности. Картины передвижников стали основой коллекций Русского музея и будущей Третьяковской галереи. (Ее основатель, П. М. Третьяков, поддерживал художников, приобретая у них картины для своего частного собрания, которое потом подарил государству).
Культурная жизнь России XIX века - это бесконечная череда ярчайших имен в самых разных сферах художественного, философского и литературного творчества. Упомянутые имена - это лишь малая часть из тех, которые заслуживают упоминания.
Понравилась статья? Отправьте автору вознаграждение: