2. Основные этапы развития древнеамериканской архитектуры
Майя. Архитектура древней Америки охватывает несколько периодов. Древнейшей является культура народов племени майя, до настоящего времени сохранившихся в Южной Мексике и Центральной Америке. Культура майя довольно четко делится иа два периода. От культуры раннего периода, расцвет которой приходится на III—VI вв. н. э., сохранились руины городов, основанных в начале нашей эры (Копан, Тикал, Паленке на территории Гватемалы и Гондураса).
Около 600-го года все города майя были покинуты жителями без следов какой-либо катастрофы. Новый расцвет их культуры после почти трехсотлетнего перерыва начинается в Юкатане и приходится на X—XII вв. н. э. Культура майя пришла в упадок под напором народов нarya (толтеки и др.), культуру которых она аосимилировала и на культуру которых в свою очередь имела решающее влияние.
Толтеки. Расцвет культуры толтеков приходится на VII в. н. э. и носит черты непосредственного влияния культуры майя. В конце XII в. вождь толтеков Кетцалькоатль, одна из крупнейших фигур истории Мексики, впоследствии обожествленный, преобразовал союз племен в майя-толтекскую федерацию. Главным центром, поздней толтекской культуры был древний город Тула (Толлан), который полностью разрушен.
Тотонаки и цапотеки. Между областью майя и областями с чисто мексиканской культурой находились промежуточные области, заселенные племенами тотонаков и цапотеков. Среди остатков культуры цапотеков наиболее значителен город Митла (Поо-Паа — «город отдыха»), расцвет которого относится к XII в.
Ацтеки. В XII в. в Мексику пришли с севера (из Атцлана) ацтеки, заставшие здесь уже более древние культуры толтеков и майя. Расцвет культуры ацтеков относится к более позднему времени — к XIV—XV вв. н. э. Когда испанские завоеватели во главе с Кортесом явились в Мексику, главным средоточием ее культуры были города ацтеков в Центральной Мексика Ацтеки образовали военный ацтекский союз трех городов (Тенохтитлана, Тескоко и Тлакопана). Основанный в 1325 г. Тенохтитлан (Мексико) занял руководящее положение в союзе ацтекских городов в первой половине XV в. Испанцы разграбили и разрушили Тенохтитлан, засыпали многочисленные каналы обломками его сооружений и построили теперешний город — столицу Мексики.
Один из солдат отряда Кортеса, Бернель Диаз, оставил яркое описание города до разрушения, возможно, однако, не свободное от прикрас и доли фантазии. Тенохтитлан, по его словам, был построен на искусственно созданном озере, которое было образовано плотинами. По дамбам шли дороги, которые соединяли озеро с сушей. Некоторые из дамб достигали длины в 10 миль и пересекались шлюзами. Над озером возвышались маяки. Акведуки снабжали город водой. Город был изрезан каналами, и часть улиц уходила свайными постройками на озеро. Многие улицы имели проходы по обеим сторонам канала, служившего для движения лодок. Дома были выстроены из кирпича-сырца и покрыты гипсовой штукатуркой, что придавало им сверкающую белизну. Встречались дома из красного пористого камня. Некоторые дома были двухярусными: крыша нижнего яруса образовывала террасу перед верхним. Центр города был окружен «змеиной стеной» (с изображением оперенных змей). Внутри стены Диаз видел 25 храмовых пирамид, пять молелен, большой ступенчатый жертвенник, украшенные барельефами жертвенные камни, площадки, «звездную колоннаду», семь трофейных «вешалок» для неприятельских черепов, два двора для ритуальной игры в мяч, площадку для плясок, «тюрьму» для истуканов-богов покоренных племен, арсеналы, школы, жреческие обители. «Большая пирамида» имела несколько террас и была увенчана двумя трехярусными храмами богов войны и дождя. К главному храму вели три широкие лестницы по 120 ступеней каждая. На кровлях храмов по ночам зажигались священные огни.
Можно с уверенностью говорить о классовом делении внутри господствующих племен ацтеков и о наличии у них рабов. Земледельцы, положение которых было сходно с положением крепостных крестьян, состояли из покоренных ацтеками племен. Сохранились доказательства классового деления общества; была армия, на содержание которой собирали специальную дань, существовали специальные органы правосудия, т. е. налицо были признаки, по которым Энгельс отличает классовое государство от родового общества. В настоящее время численность ацтеков вместе с другими индейцами группы нагуа составляет 1,75 млн. чел.
Инки. Государство инков — Древнее Перу — сложилось в конце XII в. — начале XIII в., охватывая территорию современного Перу, Боливии, севера Эквадора и юга Чили. Государство просуществовало около 300 лет, вплоть до завоевания его испанским конквистадором Писарро в 1532 г. Инки объединили и возглавили различные племена, населявшие эту громадную страну, ранее бывшую областью распространения более древней культуры аймара (расцвет ее приходится на конец VII в. и начало VIII в.). Государственный строй инков представлял деспотию, в которой инки составляли правящую касту, сохранял в то же время родовую организацию. Центром страны и культуры инков был город Куско (расцвет города приходился на 1475—1525 гг.). Город имел четкий план, был разделен на кварталы и вымощен гладкими камнями. По описанию очевидцев, здесь было множество храмов, главный из которых был знаменит широким золотым фризом. Над городом возвышалась башня, сложенная из огромных тщательно отесанных глыб.