Новости истории

18.11.2019
На территории Хорватии открыто первое захоронение с римской колесницей.

подробнее...

16.11.2019
Ученые выяснили, что украшенные наконечники копий, которым четыре тысячи лет, были изготовлены не в Древней Греции, как думали раньше, а в Северном Причерноморье, а, может быть, и в Сибири или на Урале.

подробнее...

15.11.2019
Единственный в своем роде боевой флаг времен Гражданской войны, принадлежавший 127 Цветному полку Соединенных штатов продан за 196 800 долларов.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 

Особенности дорики VI века до н. э.

Дорический ордер, сложившийся в VII веке до н. э., получил дальнейшее развитие в VI столетии. Как указывалось, он представлял художественную переработку в каменном зодчестве форм, сложившихся в дерево-сырцовом строительстве. Пути становления классических пропорций были весьма неравномерны. Изменения в пропорциях зависели от времени и места постройки. Так, в Аттике несколько дольше удерживались легкие пропорции, связанные с традициями деревянного строительства (отразившиеся в аттической вазописи; табл.23), особенно в так называемых «малых ордерах», т. е. применявшихся в жилищах, водоемах и т. п. и выполнявшихся обычно из дерева. В эту же эпоху в Сицилии применялись самые тяжелые пропорции дорического ордера за все время его развития (упоминавшиеся ранее храм Аполлона в Сиракузах и храм «С» в Селинунте, рис. 32, 35). Эти колебания отражались иногда в одном и том же сооружении, если его строительство затягивалось, например храм «G» («Т») в Селинунте (ср. рис. 43, 44). 
Отсутствие повсеместно принятого типа заметно и в деталях ордера. Так, капли на мутулах располагаются не в три, а в два ряда, а иногда и вовсе отсутствуют. Скоция на шейке капители у основания эхина, связанная еще с памятниками Тирияфа и Микен, постепенно делается меньше, а потом и вовсе исчезает. Эхин выигрывает от этого в выражении силы и в ясности контура, а каннелюры, прежде терявшиеся у основания эхина в выемке скоции, теперь получают четкое завершение, обрываясь у основания эхина. 
В VI веке до н. э. постепенно выработался новый тип шейки капители с врезами гипотрахелиона и четким завершением каннелюр. Этот тип капители сначала вступал в различные сочетания с формами древней микенской колонны, образуя смешанные формы, но затем вытеснил их окончательно. 
Сказываются и другие влияния: дорический ордер, вероятно, оказавший известное воздействие на возникновение ионического, уже в эпоху архаики, может быть, испытал незначительное влияние ионики (храм в Ассосе, трон Аполлона в Амиклах). 
Одновременно развивается и ряд своеобразных черт, которые становятся характерными особенностями дорики. 
Колоннам начинают придавать энтазис, т. е. утонение ствола делают неравномерным, благодаря чему контуры приобретают легкую кривизну (Энтазис редко применялся в ионической архитектуре ). Мера этой кривизны и положение ее максимума по вертикали различны в разные эпохи. Так, например, энтазис колонн Базилики и  храма Деметры в Посейдонии очень велик и расположен в верхней трети ствола, что делает колонны мешковатыми. В V веке до н. э. очертания ствола постепенно приобретают упругую гармоничность. Энтазис становится одним из наиболее действенных средств выразительности греческой колоннады. 
 
 
Рис. 32 
 
 
Заканчиваются и колебания в поисках других форм. Плоская, как бы раздавленная форма сильно вынесенного эхина становится круче и приобретает большую упругость. Выкружка на шейке капители исчезает, уступая месте трем врезам, отделяющим шейку от ствола, и четырем-пяти ремешкам у основания эхина. Число каннелюр после ряда колебаний (16, 20, 24) окончательно останавливается на двадцати (храм Аполлона в Коринфе, храм «С» в Селинунте). 
В своем стремлении к четкости и законченности всей ордерной системы греческие зодчие столкнулись с проблемой расположения угловых триглифов (Эта проблема стала позднее еще более ощутимой (см. об этом у Витрувия, IV, гл. III). После единичных попыток ограничиться увеличением последней метопы (храм Деметры в Пестуме) они решительно стали на путь сужения углового интерколумния (рис. 66, 67). Помимо решения проблемы углового триглифа, такой путь одновременно придавал большую устойчивость зданию. 
 
Рис. 35 
 
 
Проблема устойчивости в условиях частых землетрясений, при стоечно-балочной конструкции храмов в Греции, всегда была острой. Большая часть эллинских храмов гибла именно от землетрясения. 
Сужением углового интерколумния эллинские зодчие старались сгладить неправильности в построении фасада. Это достигалось наклоном угловых колонн к середине и постепенным переходом от среднего интерколумния к суженному угловому. Вследствие наклона колонн к середине фасада и сужения углового интерколумния не только скрадывались неправильности триглифно-метопного фриза; наряду с другими отклонениями от математической правильности и прямолинейности эти приемы имели огромное эстетическое значение, создавая впечатление большей устойчивости сооружения. К числу этих приемов, получивших широкое применение в эпоху расцвета (см. следующую часть), относится утолщение угловых колонн и курватуры. Так, в селинунтском храме «С» угловая колонна не только приближена к смежным, но и несколько утолщена по сравнению с ними. Это явление, редкое в период архаики, станет обычным в классических храмах V века до н. э., когда разовьется также и применение курватур, впервые (?) примененных в храме Аполлона в Коринфе. 
 
 
 
 
Таким образом, к концу VI века до н. э. постепенно вырабатывается и дорический ордер и тип дорического храма. 
В VI веке до н. э. периптер становится господствующей формой храма, и это господство сохраняется вплоть до римской эпохи. 
Характерной особенностью архаических периптеров являются довольно широкие боковые портики колоннад по сравнению с узким внутренним пространством, обнесенным стенами. Пронаос и описфодом, близкие друг к другу по размерам, неглубоки. Целла обычно сильно вытянута в длину, так же как и план всего храма, хотя отношение числа колонн торцового и бокового фасадов колеблется в довольно значительных пределах. 
Несмотря на эти черты, общие для всего дорического зодчества эпохи архаики, отсутствует единый установившийся тип периптера. Как и в пропорциях ордера, так и в трактовке плана наблюдается ряд характерных локальных отличий. 
 
Рис. 47 
 
 
В зодчестве Великой Греции наружная колоннада так далеко отнесена от стен целлы, что приближает храм к псевдодиптеру. Целла здесь обычно заканчивалась адитоном, а не открытым описфодомом, как у большинства храмов метрополии. В зодчестве метрополии отсутствуют глубокие портики фасадной стороны, которые являлись излюбленным мотивом в архитектуре Великой Греции. Здесь портики осуществлялись или простильным решением пронаоса, или вторым рядом колонн по главному фасаду, отодвинутым от первого на два интервала. (Таким глубоким портикам в храмах эллинского Запада созвучны планы этрусских и римских храмов, где передняя колоннада еще глубже, а обнесенная стенами часть здания сильно отодвинута назад.) 
 
 
 
 
В Великой Греции дольше, чем в метрополии, сохраняется воспоминание о том совмещении горизонтального и скатного покрытия, которое отразилось в модели из Аргоса. 
Пропорции фронтонов в архаических храмах еще довольно разнообразны даже в сооружениях, близких по своим абсолютным размерам. Высокие фронтоны (храм на о. Корфу — 1 : 6,70) встречаются наравне с довольно низкими (1 : 8,636—храм Аполлона в Дельфах; 1:8,14—селинунтский храм «С», 1:8,33—храм в Ассосе). Во второй половине VI века чаще встречаются более низкие фронтоны. 
Помимо отмеченных местных традиций, многие архаические храмы обнаруживают и другие особенности. Так, нередки храмы с нечетным числом колонн на торцовых фасадах (Базилика в Посейдонии, рис. 47; архаический греческий храм в Помпеях, рис. 50, 51), что связано с размещением ряда опор на продольной оси целлы. Этот тип храма с двухнефной целлой и нечетным числом колонн по торцовому фасаду,  несомненно, отражает ранний этап в развитии периптера, когда зодчие, стремившиеся расширить целлу, стали вводить дополнительные опоры: сначала один ряд, а затем два ряда внутренних колонн. 
 
Рис. 66 
 
Абсолютные размеры дорических храмов обычно сравнительно невелики. Они отвечают характеру греческого ландшафта, небольшим размерам его холмов и долин. Из архаических дорических построек лишь храм «G» имел большие размеры. 
Зодчие стремились не подавить зрителя размерами сооружения (как это было в архитектуре древнего Востока), но вызвать в нем ощущение торжественной приподнятости и величия, связанное с образами эллинских богов и героев. 
Своеобразное решение проблемы масштабности, благодаря которому эллинские храмы, несмотря на относительно скромные размеры, производят неизгладимое впечатление величия и монументальности, создавалось умелым противопоставлением (или связью) здания и окружающей природы, строгостью форм и характером пропорций. 
 
Рис. 67