Остров Самофрака
Группа сооружений на острове Самофраке является редким примером свободного от позднейших перестроек ансамбля первой половины III века до н. э. Здесь был центр культа «великих богов», перенесенный из Александрии. Весь комплекс живописно располагался среди скалистой местности, пересеченной быстрой и глубокой рекой.
Лучше других сохранились развалины трех сооружений: так называемого Арсинойона, сооруженного в 281 году до н. э. Арсиноей (дочерью Птолемея Сотера); мистериального храма Кабиров, построенного около 290—260 гг. до н. э., и так называемого Птолемейона, сооруженного несколько позже.
Арсинойон, судя по надписи, был посвящен «великим богам». Это — цилиндрическое сооружение, с единым внутренним помещением, построенное целиком из белого фасосского мрамора, на фундаменте из известняка и песчаника. Наружный диаметр постройки достигал девятнадцати метров. Приводимая реконструкция (рис. 334, 336; табл. 142, фиг. 3) не вполне достоверна. Все же основные черты сооружения не возбуждают сомнений; реконструкция облегчается тем, что не только весь верхний ярус, но и большая часть нижнего были сложены из цельных сквозных блоков. Нижняя, почти гладкая часть цилиндра членилась узким пояском на цоколь, состоявший из ряда орфостатов, и на основную часть стены, выложенную из квадров. Второй ярус состоял из сорока четырех тесно поставленных столбов высотой в 2,35 м, поддерживавших непомерно высокий антаблемент и покрытие конической формы (рис. 337, 338, 339).
Двухъярусной композиции фасада соответствовало внутреннее членение стены на два этажа. Столбы верхнего яруса напоминали с обеих сторон дорические анты, ноизнутри они были обработаны коринфскимиполуколоннами с антаблементом (рис. 338).
Между этими столбами были, вероятно, вставлены плиты мрамора, быть может утоньшавшиеся и просвечивавшие в середине. Как показали новейшие раскопки, крыша была покрыта мраморной черепицей в виде рыбьей чешуи; в центре возвышался фонарь, вероятно для вентиляции, но не для освещения. Сильно выступавшая балюстрада между опорами верхнего яруса представляла собой громадные, почти квадратные в плане блоки мрамора, проходившие сквозь всю толщину стены и украшенные изнутри и снаружи рельефными головами быков и жертвенными чашами (рис. 335). Крупные блоки были и над столбами (их размер в плане 1,35 х 1,10 м), каждый из них соответствовал целому пролету. Снаружи такой блок по высоте соответствовал одному только архитраву дорического, а изнутри — всему антаблементу коринфского ордера. Это соотношение отражает различие в трактовке ордера в интерьере и на фасаде. В интерьере легкий коринфский ордер представлял как бы ажурный переход к покрытию. На фасаде антаблемент венчал не столько ордер, сколько здание в целом: его высота поэтому достигала почти двух третей высоты ряда столбов верхнего яруса, который как бы играл роль уширенного фриза.
Арсинойон является одним из ранних примеров эллинистического членения стены на ярусы (или этажи) и отражает стремление связать внутреннюю обработку с фасадом.
Заслуживает внимания применение дорических антов в качестве ордера на фасаде большой постройки, что не имело места в классической эпохе.
Мистериальный храм Кабиров. Мистериальный храм, ныне лежащий в развалинах (39,61 x 14,50 м по фундаменту), представлял вытянутый простиль с глубоким портиком. Наиболее своеобразная черта храма — это его внутренняя архитектура: наос замыкался плоской апсидой, не получившей отражения во внешней архитектуре (табл. 142, фиг. 5). Передняя часть наоса (глубиной 16,4 м) делилась на три продольных нефа. Не доходя до апсиды, ряды колонн обрывались, и перед ней, таким образом, получалось свободное пространство во всю ширину храма. В соответствии с фронтальной композицией храма входные ступени имелись только со стороны портика, а стены целлы стояли на простом цоколе. Своеобразная, не свойственная греческому храму композиция, возможно, определялась требованиями нового культа. Подобно тому, как элевсинский Телестерион (тоже связанный с мистериальным культом), несмотря на все перестройки, отличался от обычных храмов классического времени, мистериальный храм на острове Самофраке также занимал особое место среди храмов эллинизма. В обоих сооружениях, при всех различиях, может быть отмечена общая черта — развитие портика только на главном фасаде (рис. 340).
Конструкция храма, в свою очередь, была необычна для греков: стены сложены из местного мягкого камня и только наружный ряд (облицовка) — из мрамора; этим способом экономился ценный привозной мрамор.
В перекрытии портика впервые в античном зодчестве применили балку с переменным сечением — средняя часть балки имела утолщение и постепенно утоньшалась к концам (образуя примерно брус равного сопротивления изгибу). Передний фронтон храма над портиком украшался скульптурой и венчался очень изящными, богато порезанными акротериями; такие же акротерии возвышались над задним фронтоном. Углы глухих стен заднего и боковых фасадов имели только простые узкие пилястры, обработанные как традиционные анты (рис. 341).
Птолемейон. Так называемый Птолемейон реконструируется как пропилеи ионического ордера , сооруженные над руслом быстрой и глубокой речки, перекрытой массивной аркой с клинчатым сводом (табл. 142, фиг. 2; рис. 342). Изящный ионический фриз пропилеев украшался чередующимися розетками и головами быков (табл. 142, фиг. 4; капитель анта — см. рис. 343).
Ника Самофракийская. На Самофраке найдена возле большой стой мраморная статуя Ники. Ника Самофракийская — одно из лучших произведений монументальной эллинистической скульптуры (табл. 142, фиг. 1). Она полна движения, выраженного в каждой детали со всей тонкостью позднеклассического искусства. Ее мощные формы выполнены с необычайной теплотой и жизненностью. Связанная с окружающим простором, с архитектурным пейзажем и с далеким скалистым берегом моря, Ника стояла на огромном мраморном постаменте в виде носа корабля. Казалось, что морской ветер рвал длинную одежду, раздувая ее парусом за спиной и обтягивая тело богини (табл. 143).