Период между I и II династиями Ура
Вслед за периодом политического преобладания в Шумере города Ура и расцвета его культуры при I династии (ее правление длилось 171 год) наступил долгий период поочередного возвышения в Двуречье ряда других центров не только Шумера, но и Аккада.
Сокрушительный удар экспансии Шумера нанес царь семитского Аккада Саргон. Завоавав Урук и разрушив его древние укрепления, он захватил Ур и дошел до Персидского залива.
Саргону удалось осуществить полное, хотя и кратковременное, объединение страды. Его власть простиралась от «Кедрового леса» — Ливана до «Серебряных гор» — Тавра. Попытка некоторых городов восстать против Саргана кончилась жестокой расправой с непокорными.
Блеск династии Сайгона поддерживался и его преемниками, особенно Нарамсином. Его поход против горного племени лулубеев был увековечен на так наз. стелле Нарамсина, одном из наиболее блестящих памятников аккадского искусства. В раскопках этого времени впервые были найдены орудия из железа.
Расцвету Аккада середине III тысячелетия положило конец нашествие гутиев, горных племен: восточных окраин.
Изгнание гутиев явилось началом нового блестящего возрождения Шумера под главенством древнего центра, Ура халдейского, при царях так называемой III династии Уpa.
Строительство в начале III тысячелетия до н. э. От III тысячелетия сохранилось большое количество надписей, свидетельствующих о том, что в течение всего этого периода строительство являлось важнейшей задачей правителей.
Искусство Двуречья носило религиозный характер и было консервативным. Восстанавливая какой-нибудь из наиболее почитаемых храмов, последующие поколения стремились воссоздать его по возможности с полнейшей точностью. Поэтому очень часто только форма кирпичей и характер кладки, а также вотивные «гвозди» дают возможность определить, к какому времени относится данная постройка.
Опорные столбы из кирпича. Самым важным памятником Лагаша времени царя Гудеа (около 2400 г. до н. э.) являются круглые опорные столбы из лекальных кирпичей.
Нижняя часть каждого такого столба была сложена из центрального круглого кирпича, от которого радиусами расходились восемь кирпичей секториальной формы имеющие с внутренней стороны выкружку, плотно прилегающую к центральному кирпичу. Схема последующих слоев кладки была иная: восемь треугольных кирпичей сходились к одному центру вершинами, шесть других, изогнутой формы, охватывали их кольцом. Таким путем создавалась перевязка швов. Раскопки в Кише вскрыли в развалинах дворца целую колоннаду из таких столбов. Важно отметить, что хотя свободно стоящая опора не приобрела в Двуречье такого большого значения и развития, как в Египте, однако и там она были хорошо известна.
Строительная техника. Приступая к постройке храма, дворца или укрепления, предварительно чертили его план. Чертежи планов, сделанные на глиняных табличках и относящееся к разным временам, неоднократно находили при раскопках. На планах обозначались иногда размеры отдельных частей; масштаб в этих планах, однако, не соблюдался.
Орудия строительства не сохранились. Для подъема материалов на высоту наряду с насыпями около платформы сооружаемого храма пользовались также и приставными лестницами. На рельефе Урнамму (период III династии Ура) по приставной лестнице каменщики несут кирпичи на головах в корзинах.
Характерно что некоторые названия мер длины имели связь со строительным делом. Основной мерой был «локоть», равный приблизительно 495 мм. Тридцатой частью локтя являлся «палец» (0,0165 м), а 130 локтей были равны «измерительному шнуру» (59,40 м).
На коленях одной из статуй Гудеа, найденных в раскопках Лагаша, так называемой статуи «архитектора с линейкой», лежат резец каменщика и линейка, на которой сохранились деления; по длине она равняется 0,264 м; одна ее сторона разделена на 16 равных частей; четыре из них делятся, в свою очередь, на 2, 3, 4 и 6 частей. Другая сторона линейки тоже имеет 16 делений, из которых два разделены, в свою очередь, на 12 и на 18 делений. Эта линейка является единственным эталоном линейных измерений, дошедших до нас от III тысячелетия до н. э.