Принципы периодизации культурно-исторического процесса. Основные культурно-исторические этапы
Периодизация культурно-исторического процесса отличается от исторической периодизации гораздо большей гибкостью и разнообразием. В культурологии один хронологический период может включать множество культурно-исторических эпох. Так, например, историю Древнего мира образуют такие разные по сути культурные образования, как культура Шумера, культура Древнего Египта, культура Древнего Китая, культура Древней Индии и т. д. Если подходить к сути всех этих образований с чисто исторической точки зрения, то можно обнаружить немало общего, культурные же их параметры совершенно различны.
Историческая периодизация, как правило, не фиксирует внимания на самоощущении человека, в равной степени как и на формах отражения духовного состояния общества посредством образов художественной культуры. Оттого, например, в исторической периодизации средневековье сменяется Новым временем, минуя эпоху Возрождения, которая хотя и была "величайшим переворотом в истории", но в области именно духовного самовыражения человека, а не политико-экономической. Культурно-историческая периодизации отражает состояние культуры, а историческая - динамику общественного развития в целом.
В предыдущей главе были рассмотрены культурно-философские концепции развития культуры. Некоторые из них распространяются в равной степени и на историю и применяются при анализе исторического развития. Это и циклический подход Шпенглера, и теория локальных цивилизаций Тойнби, и культурно-исторические типы Данилевского, и суперсистемы П. Сорокина, и периодизация, предложенная Ясперсом. В трудах перечисленных ученых речь идёт об истории, но акцент делается в гораздо большей степени на развитии культуры. Здесь нет
описания войн и восстаний, экономических кризисов и политических заговоров.
Историческая периодизация не принимает во внимание и "стилевые" эпохи. Эпоха классицизма, эпоха барокко или эпоха романтизма, занимавшие в хронологическом отношении крайне незначительное время (всего несколько десятилетий!), являются существеннейшими сточки зрения эволюции культуры. Проблема стиля как системы образной фиксации духа той или иной культуры имеет важнейшее значение для культурологии, но не для истории.
Итак, на базе материала предыдущей главы можно перечислить следующие подходы к культурно-исторической периодизации:
– Н. Данилевский: 10 несвязанных друг с другом культурно-исторических типов, существовавших с точки зрения временных параметров как последовательно, так и параллельно;
– О. Шпенглер: независимые, непознаваемые организмы-цивилизации, с хронологической точки зрения хаотично зарождающиеся и погибающие;
– А. Тойнби: 26 локальных цивилизаций, образование которых имеет божественную предопределенность;
– П. Сорокин: 3 культурные суперсистемы, последовательно, по ходу исторического процесса сменяющие друг друга;
– К. Ясперс: 4 периода, отличающиеся по степени развития и самосознания человека, плавно переходящие один в другой.
Очевидно, что для культурологии сама по себе хронология интереса не представляет. Периодизации производятся на основании внутренних показателей каждого из этапов. На основе обобщения перечисленных выше теорий функционирования культуры отобраны культурно-исторические этапы, наиболее существенные для духовного развития человечества. Исследование содержания этих культур составляет ядро современной культурологии.
Попытаемся представить хронологические параметры тех культурно-исторических этапов, которые будут подробно рассмотрены в последующих главах, для удобства используя предложенное Ясперсом деление на четыре периода.
1. ДОИСТОРИЯ. ПЕРИОД КУЛЬТУРНОЙ ДРЕВНОСТИ
Древнекаменный век (палеолит) - 40 тыс. лет до н. э. - 12 тыс. лет до н. э.
Среднекаменный век (мезолит) -12 тыс. лет до н. э. - 7 тыс. лет до н. э.
Новокаменный век (неолит) - 7 тыс. лет до н.э. - 4 тыс. лет до н. э.
2. ПЕРИОД ВЕЛИКИХ АРХАИЧЕСКИХ КУЛЬТУР
Образование первых очагов высокой культуры на территории Месопотамии: Шумер и Аккад - 4 тыс. лет до н. э.
Зарождение древнеегипетской цивилизации - конец IV тыс. до н. э.
Зарождение древнеиндийской цивилизации - конец III тыс. до н. э.
Зарождение цивилизации в Древнем Китае - II тыс. до н. э.
Расцвет культуры Вавилонии - II тыс. до н. э.
Расцвет критской (минойской) культуры - сер. II тыс. до н.э.
Расцвет микенской (элладской) культуры - 2-я пол. II тыс. до н. э.
Гомеровский период - IX - VII вв. до н. э.
Архаический период - VII - VI вв. до н. э.
Этрусская эпоха - IX - VI вв. до н. э.
Царский период - VIII - VII вв. до н. э.
3. ПЕРИОД ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ
Классический период культуры Древней Греции - V - IV вв. до н. э.
Эпоха эллинизма - конец IV - сер. I в. до н. э.
Республиканский период - VI - сер. I вв. до н. э.
Период империи - сер. I в. до н. э. - V в. н. э.
Другие культурные очаги мира:
Расцвет культуры Древнего Китая - VIII - IV вв. до н. э.
Расцвет культуры Древней Индии - VII - II вв. до н. э.
Расцвет культуры Ассирии - VII - VI вв. до н. э.
Образование Персидской империи - VI в. до н. э.
Европейское средневековье - V в. н. э. - рубеж XIII-XIV вв.
Византийская империя - V - XV вв.
Славянская древность - V - к. IX вв.
Киевская Русь- к. IX-XII вв.
Арабский халифат - VII - XIII вв.
Эпоха Возрождения:
Италия - к. XIII - XVI вв.
раннее - K.XIII - сер.XV вв.
высокое - сер. XV - нач.XVI вв.
позднее - нач. XVI - к. XVI вв.
Испания - XV - K.XVII вв.
Англия - XV - нач. XVII вв.
Германия - XV-XVII вв.
Нидерланды (Фландрия, Голландия) - XV - нач. XVII вв.
Франция - XVI в.
Московское княжество - XIV - XVII вв.
Эпоха классицизма - 30-е гг. XVII - к. XVIII вв.
Эпоха барокко - к. XVI - cep.XVIII вв.
4. ТЕХНИЧЕСКИЙ ВЕК
Эпоха Просвещения - 1689 - 1789 гг.
Эпоха романтизма - к. XVIII - 30-40-е гг.XIX вв.
"Золотой век" русской культуры - 30-90 гг. XIX в.
"Серебряный век" русской культуры - к. XIX - 10 гг. XX вв.
Эпоха модернизма (авангарда) - нач. XX в. - к.30-х гг. XX в.
Постмодернизм - к.60-х гг. по настоящее время.
Как можно увидеть из приведенного выше перечня явлений культурно-исторического процесса, культурно-историческая периодизация представляет картину достаточно пёструю и многообразную. Здесь и огромные временные отрезки, и культурные периоды, укладывающиеся в абсолютно точные временные рамки, и эпохи, существовавшие параллельно вне точных хронологических параметров. Все вместе это дает возможность представить картину бытования мировой культуры, хотя, конечно, в далеко не исчерпывающем виде.