Противоречия культурного процесса во второй половине XIX в.
Промышленный и технический перевороты, приведшие к массовой индустриализации производства, и принципиально новые решения, найденные в области естественных наук, в значительной степени изменили жизнь людей. Уже молодые поколения второй половины XIX в. воспринимали машинную индустрию как составную часть естественной среды обитания. Все это способствовало изменениям в самом сознании человека. XIX в. был не только революционным в политическом плане. Транспорт обеспечил мобильность населения, приблизил окраины к центру, провинции - к столице. Новые миллионы, пришедшие из деревни в город, втягивались в городской образ жизни. Шел процесс демократизации общественной жизни; складывалась система образования, распространявшаяся на все слои общества. Быстрыми темпами шло распространение материалистических взглядов. В духовной сфере присутствовало ощущение огромных возможностей науки и техники. Лихорадочная быстрота социальных и экономических перемен вошла в духовный мир всех слоев общества.
Среди теорий, которые оказали глубокое воздействие на развитие культуры человеческого общества, была теория Ч. Дарвина. Дарвинизм - материалистическая теория эволюции органического мира Земли. Он стал началом нового этапа в мироощущении человека. В научном мышлении произошел качественный скачок (особенно в физике и химии). Многое в науке уже было отделено от непосредственного опыта, требовало абстрактного мышления.
Развитие науки и образования устраняло одно из самых важных различий в обществе - между образованными и необразованными, способствовало проницаемости сословно-классовых границ. Социальная жизнь, как никогда прежде, принимала коллективные формы.
Вновь был остро поставлен вопрос о роли личности в истории. Индивидуализм выразился прежде всего в искусстве и философии: от настроения мировой скорби А. Шопенгауэра до радостного самоутверждения импрессионистов.
Вторая половина XIX в. ознаменовалась появлением настроений европейского нигилизма, которое стало ведущим направлением культурного развития. С А. Шопенгауэра открывается эра принципиально нового в западноевропейской культуре видения образа мира, которое получило название иррационализма. Если рационализм признает разум основой познания и поведения людей (научное знание достижимо только посредством разума, который выступает как источник знания и критерий его истинности), то иррационализм - это замена научного знания, достижимого только разумом, философией неразумной (вне разума). Иррационализм в противоположность рационализму ограничивает или отрицает возможность разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто иррациональное. Вместе с социально-историческими потрясениями в мир входят разочарование в прогрессе, разуме и культуре.
Культ "избранных" нашел развитие в философии Ф.Ницше. Ницшеанство - философия сверхчеловека. Отталкиваясь от волюнтаризма Л. Шопенгауэра и дарвиновского закона борьбы за существование, Ф. Ницше стремился создать идеал нового человека ("сверхчеловека"), который не знает никаких норм и законов, прежде всего культурных, морально-нравственных. Индивидуализм у Ницше превращался в культ, в котором страстное желание жить приводит к жажде господства.
Иррационализм, долго существовавший как подспудное течение общественной мысли, в конце XIX в. выходит на поверхность культурной жизни. На место познания ставится ощущение, подсознательное.
С идеалистическим субъективным мировоззрением конца века связано направление символизма. Символизм - это миропонимание кризисной европейской культуры; художественное направление, призванное устанавливать связь видимого и конкретного с областью идеальных, чувственных представлений. Символизм - одно из наиболее устойчивых литературно-художественных течений той эпохи, он пустил глубокие корни в различных странах Запада и Востока. Символизм возник во французской поэзии. Его теоретиком был С. Малларме, в доме которого родилось творческое объединение поэтов-символистов (П. Верлен, А. Ренье, А. Рембо). Доктрина и практика символизма входят в общий поток антипозитивного движения в искусстве. Символизм во многом близок декадентству. Декадентство - это особое мироощущение угасания и упадка. Символическое движение стремилось освободить искусство от интеллектуального содержания, от того, что постигается разумом, а не чувством. Символисты, подобно Г. Флоберу и Г. де Мопассану, а также своему непосредственному предшественнику Ш. Бодлеру, выступали против буржуазного быта и противопоставляли реальному миру мир идеальной непостижимой красоты. Этим они отличались от романтиков, веривших в возможность реального воплощения своих идеалов. Символизм - сложное и неоднозначное явление в художественной культуре. В нем выразилось предчувствие и ожидание грандиозных социально-исторических перемен и одновременно - страх перед ним. Эстетическая доктрина символизма оказала значительное влияние на разнообразные художественные течения XX в.
К движению символистов примкнули М. Метерлинк, Э. Верхарн, П. Валери. Близок к символистам был такой сложный писатель, как О. Уайльд, для его произведений типична символизация ирреального мира (сказки). В области изобразительного искусства художники стремились подойти к "пределам мысли"(О. Редон, О. Бердсли). Символизм испытал влияние теории синтеза искусств композитора Р. Вагнера. Иррациональные начала выдвигаются символизмом и в театре (Г. Крэг, Г. Фукс).
Театр в конце XIX в. переживает настоящую революцию. Ее совершают многочисленные любители, члены драматических кружков, самодеятельных театральных коллективов. Их творческий импульс привлек к ним немало видных профессиональных деятелей (Э. Золя, Б. Шоу, Г. Ибсен). Это было широкое демократическое движение. Многие самодеятельные театры переросли в свободные, профессиональные.
Своеобразным проявлением индивидуального в художественной сфере стало движение импрессионистов. Импрессионизм - это художественное течение, в основу которого положен принцип внешнего впечатления - субъективное переживание цвета, света, пространства. Импрессионисты (К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, К. Писарро, А. Сислей, Э. Дега) отказались от "коллективного опыта", чем вызвали бурю протеста общественного мнения. "Импрессионистическая революция " приобрела социальный оттенок, поскольку импрессионисты выступили в качестве "подрывателей основ" буржуазного общества. В скульптуре импрессионизм нашел выражение в творчестве О. Родена, в музыке - К. Дебюсси, М. Равеля, черты импрессионизма выражены у поэтов-символистов, в творчестве Г. Гауптмана, О. Уайльда. Импрессионизм завершал собой эволюцию западного рационализма в области культуры.