7. Рельеф, росписи, скульптура в сооружениях Древнего царства
Магическое назначение изображений. С развитием заупокойного культа, наряду с заботой о сохранении тела покойного, возникает задача снабжения его в потустороннем мире всем, чем он пользовался при жизни. Фараона, как бога, обеспечивают жертвоприношениями. Магические тексты пирамид дают ему возможность пользоваться после смерти всеми благами «полей Иалу» — местопребывания богов. Для простых смертных, хотя бы и ближайших родственников царя, блаженство за гробом обеспечивается магией изображений, высекаемых на стенах погребальных камер и культовых помещений их мастаба. Подобно тому, как портретная статуя из вечного камня должна была заменить подверженное разрушению тело, так и изображения бытовых сцен, земледельческих и ремесленных работ в обширных владениях покойного, охоты и рыбной ловли (табл. 21, фиг. 5), сцен меновой торговли и т. п. должны были магически обеспечивать двойнику покойного возможность вечного пользования всеми благами, окружавшими его при жизни.
Рельеф. Изображения эти высекались на стенах в форме плоских рельефов и раскрашивались. Плоский рельеф часто заменялся техникой, условно называемой «врезанным» рельефом. Углубления такого изображения заполнялась краской вровень с плоскостью стен так, что весь рельеф получал характер цветных силуэтов. Египетский художник никогда не разрывал связи с двухмерной плоскостью стены. Всякое объемное трехмерное тело он сводил к двухмерности, отказываясь от иллюзорно-перспективного изображения, от глубины. Этим объясняется характерный для Египта, хотя и странный для нашего глаза, разворот человеческой фигуры на плоскости: лицо и ноги в профиль, плечи в фас, нижняя часть тела в три четверти. Отказываясь от перспективного изображения, египтянин отказывался также и от пользования светотенью. Цвет в египетских расписных рельефах и рисунках был условным. При помощи цвета стремились лишь передать общее впечатление от реальных предметов.
Прочность египетских рельефов объясняется свойствами материала, на котором они высечены, и стойкостью земляных красок, набор которых был очень несложен: ультрамарин (тертая ляпис-лазурь), зелень (малахит), охра. Строго подчиняясь двухмерности стены, рельефы и росписи вместе с их магическим назначением служили для украшения стены, составляя одно целое с архитектурным сооружением.
Для египетских рельефов и росписей характерны три основных признака:
1) передала человеческого тела в условном изображении: плечи в фас, лицо и ноги в профиль, нижняя часть тела в три четверти;
2) выделение фигуры фараона или знатного человека путем увеличения размеров его изображения по отношению к окружающим его фигурам;
3) построчное расположение изображений, иногда использованием для условной передачи пространства путем размещения задних фигур в выше лежащем ряду.
Все эти три признака уже налицо в древней палетке фараона Нармера (тронное имя фараона Менеса — I династия), изображающей его; заносящим палицу над головой пленного врага (табл. 22, фиг. 2).
Скульптура. От архаического периода дошли до нас образцы подлинно реалистического искусства. Лучшим примером может служить относящаяся к этому периоду статуэтка фараона (из Абидоса), сделанная из слоновой кости (табл. 22, фиг. 1). Эта статуэтка при своей округлости и пластической проработке деталей обладает очевидным портретным сходством а обнаруживает черты большой реалистической наблюдательности скульптора.
Однако реалистический стиль этих ранних изображений вскоре переработался в условное, обобщенное искусство, развивавшееся в пределах установленных канонов. Эти композиционные каноны сложились в эпоху Древнего царства и определили, так же как архитектура Древнего царства, направление всего дальнейшего египетского искусства.
Одним из основных канонов был тип фигуры, сидящей на троне или в кресле в строго фронтальной позе. Таковы: фигура фараона Джосера (табл. 22, фиг. 3), фигура Нофрет — жены Рахотепа, сына фараона Онофру (табл. 22, фиг. 4) и фигура царевича Хемона (табл. 23, фиг. 1).
Портретная статуя по верованиям египтян, должна была обладать сходством для обеспечения загробной жизни умершему. Однако стиль этих статуй был подчинен общим требованиям к искусству, существовавшим в Древнем царстве. Подобно архитектурному стилю этого времени, статуи были сильно обобщены, и в изображениях исключены несущественные, случайные детали. Формы были строго геометризированы и статичны. В почти симметричных позах этих фигур легко угадывается форма глыбы камня, из которой они высечены. Условная раскраска статуй, где мужская фигура красилась в кирпично-красный цвет, а женская — в желтый, еще больше усиливала идеализацию образа. Несмотря на очевидное портретное Сходство, в этих фигурах преобладали общие типические черты.
В эту же эпоху сложились и другие канонические типы, обладающие теми же формальными качествами: тип сидящей фигуры (писец — табл. 22, фиг. 5) и тип движущейся фигуры с выдвинутой вперед левой ногой. K последнему типу относится деревянная статуэтка Шейх-эль-Беледа (табл. 23. фиг. 2). Эта статуэтка сделана более мягко и реалистично. В ней наглядно показан старик с ожиревшим телом. Несвязанная формой камня рука сильно вынесена вперед. При несколько более свободной позе фигура обладает, однако, теми же чертами обобщения и условности, как и каменные фигуры фараона и знати.
Рельефы V династии (табл. 23, фиг. 4 и 5) обладают теми же тремя основными признаками условных изображений, подчиненных плоскости стены, какие характеризуют палетку Нармера. Изображения подчеркивали плоскости, ограничивающие объем, и отказывались от какой-либо Передачи глубины и пространства.
Росписи. Менее долговечные росписи не имели большого распространения в Древнем царстве, стремившемся к использованию «вечных» материалов. Живописец обычно был подчинен скульптору, раскрашивая его рельефы. Рядовые изображения написаны условными повторяющимися цветами: вода — однотонно голубая или же голубая с черными полосками, песок — грязно-желтый с красными точками и, т. д. Сохранившаяся в гробнице в Медуме (IV династии) роспись (группа гусей) обладает при тех же условиях большой красочной свежестью; она создает ритмическую композицию, подчиненную плоскости стены, и одновременно тонко передает некоторые натуралистические подробности (табл. 23, фиг. 3).
Значение ансамблей Древнего царства. В Древнем царстве архитектура была ведущим видом искусства. Это дало возможность зодчим того времени создать ряд больших ансамблевых композиций. Овладение техникой обработки камня при наличии даровой человеческой силы в условиях простой кооперации труда позволило им возвести постройки, поражающие своими размерами и монументальностью. Они умело вводили в архитектурную композицию скульптуру, рельеф и роспись, — уже не в виде случайного декоративного элемента, а как органическую часть этой композиции. Египетская архитектура, тесно связанная с культом, должна была в основных формах оставаться консервативной, подчиненной установленному канону. Но в пределах этого канона, в зависимости от изменений общественных условий и усовершенствования строительной техники, можно заметить видоизменения в стиле, позволяющие говорить об отсутствии неподвижности в египетском искусстве.