Новости истории

29.08.2019
В изображении, скрытом под картиной Леонардо "Мадонна в скалах" из Лондонской национальной галереи, обнаружились новые детали.

подробнее...

28.08.2019
Археологи обнаружили в Перу останки более 250 принесенных в жертву детей.

подробнее...

27.08.2019
Хорватские археологи обнаружили останки подростков, черепа которых при жизни были намеренно деформированы.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 

Русская культура XVIII в.

В XVIII в. развиваются внешние экономические и культурные связи России с Западными странами, способствующие вхождению ее в мировой историко-культурный процесс. Во второй половине XVIII в. в недрах феодальной экономики формируется капиталистический уклад.
В конце XVIII в. завершается процесс складывания русской нации. Происходит формирование русской нации на базе уже сложившейся русской народности с высоким уровнем культуры и чувством национального единства. Основным содержанием историко-культурного процесса в этот период было формирование и развитие национальной русской культуры. Появляются новые сферы культуры - наука, художесвенная литература, светская живопись, театр и др.
Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Намного продвигается просвещение, что оказывает большое влияние на дальнейшее развитие культуры. Произошел крутой перелом в культурной жизни, оказавший большое влияние на ее дальнейшее развитие.
Впервые при Петре I образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления петровских реформ нужны были образованные люди. При Петре I открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук, начала выходить первая печатная газета "Куранты". Молодых людей стали посылать за границу учиться, в основном корабельному и морскому делу.
В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук - Навигацкая школа - первое светское государственное учебное заведение. Ученики школы изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию. При Посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже - школа канцелярских служащих. В Москве и других городах создавался ряд профессиональных школ – Артиллерийская, Инженерная, Медицинская; на Уральских заводах - горно-заводские училища. Все профессиональные школы имели подготовительные отделения, где обучались письму, чтению, арифметике. Науки там изучались последовательно: каждая наука составляла отдельный класс. Ученики переходили из класса в класс без экзаменов. Вначале в школы принимали наряду с детьми дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей.
В первой четверти XVIII в. стали создаваться так называемые циферные школы для обучения всех детей дворян и подьячих. Тем, кто не имел свидетельства об окончании циферной школы, даже не разрешалось жениться. Однако постепенно число этих школ уменьшалось, а затем они прекратили свое существование. Были в то время и церковноприходские училища, в которые принимались дети людей любых сословий. Существовали также духовные семинарии и школы. В 1786 г. был издан Устав народных училищ - первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, классноурочная система.
К середине XVIII в. уровень образованности в России был еще невысок, однако она стала модной среди дворян. Дворянские дети зачастую обучались в семьях, их учителя в основном были иностранцы и специалисты-практики, выпускники школ. Стали создаваться закрытые сословные учебные заведения для детей дворян: в конце 50-х гг. - Пажеский корпус, где детей-дворян готовили к придворной службе; в 1764 г. - Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге; Шляхетский корпус.
Организация среднего и высшего образования была тесно связана с созданием Академии наук (официально с 1724 г.). В нее входили Академия, Университет и гимназия. Академия делилась на три класса. Вначале среди академиков не было ни одного русского. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) стал первым русским академиком, ученым мирового значения. Он также крупнейший русский поэт, заложивший основы современного русского литературного языка. Ломоносов очень много сделал для развития русской науки и организации образования.
В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. Он имел факультеты - философский, юридический, медицинский. В организованной при нем типографии издавалась газета "Московские ведомости" (до 1917 г.).
Появились профессионально-художественные учебные заведения. В Петербурге - Танцевальная школа (ныне училище им. А. Я. Вагановой), в Москве - Балетное училище и Академия художеств.
В конце XVIII в. в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся.
Значительно усилилось книгоиздательское дело. В 1708-1710 гг. была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу. Были введены гражданская (в отличие от церковной) азбука и гражданская печать. Это способствовало увеличению издания светскогражданских книг, в том числе учебников. Для народных училищ издавались "Азбука", книга Феофана Прокоповича (1681-1736) "Первое учение отрокам", "Арифметика" Л. Магницкого и "Грамматика" М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. С 1708 г. по 1725 г. было напечатано около 300 гражданских книг, но тиражи их еще были невелики.
Книгоиздательская деятельность усилилась со второй половины XVIII в. Большая заслуга в этом принадлежит русскому просветителю, писателю, журналисту Н. И. Новикову (1747- 1818). В его типографиях печаталось около одной трети издаваемых в последней четверти XVIII в. книг (приблизительно тысяча названий). Он издавал книги по всем отраслям знаний, а также сатирические журналы "Трутень", "Живописец", "Кошелек", в которых критиковал крепостное право. Он организатор библиотек и школ в Москве и книжных магазинов в 15 городах России. Издавал Новиков и учебники. В 1757 г. была издана "Российская грамматика" М. В. Ломоносова, которая в качестве основного учебника заменила устаревшую "Грамматику" М. Смотрицкого.
Ранее в России при дворе издавалась рукописная газета "Куранты" (сохранилась с 1600 г.), информировавшая правительство о зарубежных новостях. Ее преемницей стали печатные "Ведомости" (с 1703 г.), где публиковалась хроника внутренней и зарубежной жизни.
Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского шрифта способствовало укреплению светского языка, хотя еще широко был распространен церковнославянский язык.
В это время популярными были сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708-1744). Поэт Василий Кириллович Тредиаковский (1703- 1768) стал реформатором русского языка и стихосложения. Это дало мощный толчок дальнейшему развитию литературы в России. Основоположником русской драматургии был А. П. Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых русских комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни. Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях "Бригадир" и "Недоросль" Денис Иванович Фонвизин (1744/45-1792). Он обличал невежество, тиранию. Его комедии положили начало обличительно-реалистическому направлению русской литературы.
Последняя четверть XVIII в. стала временем расцвета творчества крупнейшего поэта XVIII в. Гавриила Романовича Державина (1743-1816), идеолога просвещенного самодержавия, представителя классицизма в русской поэзии. Основным жанром его произведений была ода. В них он дал широкую картину современной ему жизни: пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления, сатиру на вельмож. Известная его ода "Фелица" (1782) проникнута идеей сильной государственной власти. В ней он показывает образ идеального монарха. Автор призывает "истину царям с улыбкой говорить". В своих стихах Державин смело сочетал "высокий" и "низкий" стили, внес элементы живой речи в русский язык.
ЛитераторыXVIII в. в России явились представителями классического стиля, который получил в дальнейшем развитие.
В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру, и строительство, обусловленные требованиями правительства: выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи. Правительство финансировало крупные постройки.
С политико-экономическим развитием страны предъявляются новые требования к гражданскому строительству. Появление промышленных мануфактур, учреждение Сената, коллегий потребовало нового типа построек. Строительство в Москве отличалось разнообразием городских зданий. Были распространены и дворянские усадьбы, расположенные просторно, далеко друг от друга.
Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Хамовный двор, Суконный двор, Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле, а также трехэтажное здание Главной аптеки, где вначале помещался первый русский университет.
Талантливым русским архитектором был Василий Петрович Баженов ( 1737/38-1799). Им построены дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дом Пашкова (1784-1786) в Москве, Михайловский замок (1797-1800) в Петербурге. Его творения отличаются смелостью композиции, разнообразием замыслов, сочетанием западного и русского стилей.
Прославлено также имя Михаила Федоровича Казакова (1738-1812) - представителя русского классицизма 2-й половины XVIII в. По его проектам построены Сенат Московского Кремля (1776-1786), Московский университет (1786-1793), Голицынская больница (Ныне Первая городская, 1796-1801 ), Петровский дворец, возведенный в псевдоготическом стиле (ныне Военно-воздушная академия: 1775-1782), Дворянское собрание с великолепным Колонным залом (Дом Союзов). Казаков руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.
Петровская эпоха характеризуется прежде всего строительством новой столицы - Петербурга, для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли. На первом этапе строительством руководил Доменико Трезини (ок. 1670 - 1734), швейцарец, приехавший в Россию в 1703 г. Новая столица была задумана как регулярный (спланированный) город, с длинными лучевыми проспектами, с городскими ансамблями кварталов и улиц, площадей, каменными домами равномерной высоты. Трезини выступил автором "типовых проектов" жилых зданий трех категорий: для "именитых" граждан, для "зажиточных" и "подлых" (т.е. простых) людей.
Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля - раннее Адмиралтейство, здание Двенадцати коллегий (ныне университет, 1728-1774). Самым значительным сооружением Трезини был собор Петропавловской крепости (1712-1733), его отличала колокольня с высоким узким шпилем.
Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями, а также Кронштадт и Екатеринбург. Петергоф был задуман как загородная резиденция Петра, которую он хотел уподобить Версалю, особенно его центр с каскадами фонтанов и скульптурной фигурой Самсона.
Решающей для расцвета стиля русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), итальянский скульптор, с 1716 г. работал в Петербурге. Растрелли-старший принимал участие в декоративном оформлении Петергофа, выполнил скульптурный портрет - бронзовый бюст Петра I и статую "Императрица Анна Иоановна с арапчонком" (1733-1741).
Сын его Бартоломео Растрелли-младший (1700-1771), в России его звали Варфоломеем Варфоломеевичем, был уже русским архитектором. Стиль его зодчества - русское барокко, вобравшее в себя и западную, и русскую традиции. Он автор Смольного монастыря (1748-1754) и Зимнего Дворца (1754-1762) в Петербурге, Большого дворца в Петергофе (1747-1752), Екатерининского дворца в Царском селе (1752-1757) и др. Растрелли любил размах, пышность, яркие краски, использовал богатое скульптурное убранство, затейливый орнамент.
В 60-е гг. XVIII в. на смену стилю русского барокко пришел русский классицизм, который достиг своего расцвета в начале XIX в. Особенно он проявился в усадебном строительстве, которое представляло собой уютные и изящные дома с колоннами, хорошо вписавшиеся в русский пейзаж.
Главная ценность классицизма - ансамбль, организация пространства: строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн. Яркий пример - Дворцовая площадь архитектора К. И. Росси (1775-1849) в Петербурге, которая представляет собой плавную дугу с замыкающей ее двойной аркой Главного штаба, с высокой Александровской колонной посредине площади и барочным фасадом Зимнего дворца, Михайловский дворец (Русский музей) с площадью Искусств, ансамбль Александрийского театра (Петербургский академический театр драмы), улицы Зодчего Росси и площади Ломоносова.
А. Н. Воронихин (1759-1814) разработал проекты Казанского собора и Горного института в Петербурге, принимал участие в создании архитектурных ансамблей в Павловске и Петергофе. Русский архитектор ампира А. Д. Захаров (1761-1811) руководил созданием одного из шедевров отечественной архитектуры - здания Адмиралтейства в Петербурге, собора в Кронштадте,  проектов "образцовых" (типовых) сооружений для русских городов.
Российскому классицизму в скульптуре были присущи свои характерные черты. Интересна работа по созданию скульптуры для Триумфальных ворот в память об Отечественной войне 1812 г. у Тверской заставы в Москве (ныне проспект Кутузова) И. П. Витали (1794-1855). Им, же создан фонтан на Театральной площади в Москве. Скульпторы С. С. Пименов (1784-1833) и Д. Д. Демут-Малиновский (1779-1846) - авторы Колесницы Славы Триумфальной арки Главного штаба в Петербурге. Скульптор И. П. Мартос (1754-1835) создал памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Кони у Нарвских Триумфальных ворот, "Укротители коней" на Аничковом мосту, памятники Николаю I на Исаакиевской площади и баснописцу И. А. Крылову в Летнем саду в Петербурге - шедевры П. К. Клодта (1805-1867).
Русское Просвещение унаследовало проблематику Просвещения европейского, осмысляло и развивало ее вполне самобытно, в контексте той уникальной исторической ситуации, которая сложилась в российском обществе того времени. По мнению просветителей, величие человека, его отличие от других существ, порожденных природой, заключается в разуме. Человек, наделенный разумом, способен творчески трудиться, обеспечивая тем самым прогресс человечества. Это восхищение человеком как совершеннейшим созданием природы свойственно всей просветительской мысли. Но особенно ярко звучит оно в поэме И. Л. Пнина (1773-1805) "Человек". Это своеобразный гимн его величию, тем деяниям, свершая которые человек преодолевает в себе раба.
Просветители создают особую нравственную философию, с помощью которой они определяют основные принципы этики, поведения людей в обществе. Главные положения нравственной философии изложены в работе А. П. Куницына (1783-1840) "Право естественное". Нравственность в этом сочинении рассматривается как естественное проявление человеческой природы. Вместе с этим русские просветители задумывались и над тем, почему свободомыслие как глубинная потребность человека с таким трудом реализуется в реальных условиях. Свобода или свободолюбие рассматривается русскими просветителями как абсолютная ценность. Без свободы человек существовать не может, все его поступки продиктованы стремлением обрести свободу. Офомное место в трудах русских просветителей отводилось переустройству общества. Целью свободного общества, по мнению просветителей, является благополучие граждан. "Государство только тогда счастливо, когда оно любимо своими соотечественниками", - писал А. Ф. Бестужев (1761-1810). Живя в обществе, основанном на свободе и счастье, человек должен быть его достойным гражданином. Поэтому интерес просветителей к проблеме воспитания личности был огромен. Этой теме посвящен трактат А. Ф. Бестужева "О воспитании". Философско-антропологическая мысль русских просветителей отличалась значительным разнообразием, глубиной и самобытностью. Она охватывала широкий спектр политических, мировоззренческих и нравственных проблем и такую острую проблему российской действительности, как положение крестьян.
В XVIII в. претерпевает изменение и изобразительное искусство - живопись, скульптура и др. Это время - расцвет портретной живописи. Художественная линия русского портрета сохранила свою самобытность, но одновременно впитывала западные традиции. Наиболее известные художники петровского времени - А. Матвеев и И. Никитин - основоположники русской светской живописи. Живописному мастерству они учились за границей. Портреты Андрея Матвеева (1701-1739) отмечены непринужденностью поз и правдивостью характеристик. Ему принадлежит первый в русском искусстве "Автопортрет с женой" (1729). Иван Никитин (ок. 1690-1742) добивался в своих портретах передачи характерных индивидуальных черт модели, выразительности изображаемых предметов. В портретах "Напольный гетман" (1720-е гг.) и "Петр I на смертном ложе" (1725) художник намного опередил своих современников по глубине и форме художественного выражения.
Появление портрета в Петровскую эпоху было, по словам академика И. Э. Грабаря, "одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи".
К концу 20-х гг. наметился перелом к "придворному" направлению в живописи. Лучшие портретисты XVIII в. - А. П. Антропов, Ф. С. Рокотов, Д. Т. Левицкий, В. Л. Боровиковский, скульптор Ф. И. Шубин. Это было время интенсивного развития личности, что нашло отражение в портретных изображениях их современников.
Портреты А. П. Антропова (1716-1795) еще сохранили связь с парсуной. В то же время их отмечает правдивость характеристики человеческой личности. Таков портрет Петра III (1762).
Тонкие по живописи и глубоко поэтичные портреты Федора Рокотова (1735-1808) проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека - "Неизвестная в розовом платье" (1770), портрет В. Е. Новосильцевой (1780), портрет Струйской и др.
Крупнейшим портретистом того времени был Дмитрий Левицкий (1735-1808). Он создал великолепную серию парадных портретов - от портрета Екатерины II (1783) до портретов московских купцов. В его произведениях торжественность сочетается с красочным богатством. Жизненностью наполнены его женские портреты, особенно "смолянок" - учениц Смольного института.
Творчество Василия Боровиковского (1757-1825) отличает сочетание декоративной тонкости и изящества с верной передачей характера. Он рисует портрет на фоне мягкого пейзажа. Чудесен его лирический портрет очаровательной молодой женщины М. И. Лопухиной (1797).
Известный скульптор Федор Шубин (1740-1805), земляк М. В. Ломоносова, холмогорский крестьянин. В 19 лет талантливый юноша отправился в Петербург. Сначала он был истопником, а затем учеником Академии художеств, совершенствовал свое мастерство за границей. Он создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов - бюсты A. M. Голицына (1775), М. Р. Паниной (1770-е гг.), И. Г. Орлова (1778), М. В. Ломоносова (1792).
В конце XVIII в. создается одна из богатейших художественных коллекций мира - Эрмитаж (от фр. ermitage - место уединения). В его основе - приобретенные Екатериной II частные собрания картин западноевропейских мастеров (с 1764 г.). В Эрмитаже устраивались также спектакли, музыкальные вечера.
Изобразительное искусство XVIII в. сделало значительный шаг вперед в развитии светского направления.
В XVIII в. продолжалось развитие театра. По велению Петра I в 1702 г. был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве было выстроено здание - "Комедиальная храмина". Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. Потом на обучение к нему были направлены "русские ребята". В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, и театр прекратил свое существование в 1706, так как прекратились субсидии Петра I.
В начале XVIII в. продолжал свою деятельность школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Ставились спектакли, прославляющие дела Петра I.
Петровский официальный театр распался на несколько театров. Театральные труппы продолжали свою деятельность в столицах и провинциях. С начала 30-х гг. XVIII в. в Петербурге снова появился официальный театр. В 40-х гг. возник школьный театр при Шляхетском кадетском корпусе. Актерами в нем выступали учащиеся корпуса. Душой этого театра был А. Сумароков, который ставил там и русские пьесы, в том числе свою первую трагедию "Хорев".
В середине XVIII в. во многих городах Российской империи выступали иностранные актерские труппы - французские, немецкие и другие. Но среди публики рос интерес к русскому театру, связанный с общим подъемом национального самосознания. В 1750 г. в Ярославле начались спектакли первого провинциального публичного театра с русскими актерами, художниками, музыкантами. В его репертуаре были и русские пьесы. Возглавлял театр первый известный русский актер Федор Волков (1729-1763). Царица Елизавета Петровна выписала Федора Волкова со всей труппой ко двору, и в 1752 г. театр переехал в Петербург. На основе этой труппы в 1756 г. указом царицы был создан театр "для представления трагедий и комедий". Директором его стал Сумароков, а первым придворным актером - Федор Волков. Таким образом был создан первый постоянный профессиональный государственный публичный театр под названием Российский театр (с 1832 г. - Александринский).
В 1779 г. был создан частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), которым руководил известный русский актер И. А. Дмитриевский (1734-1821). Он начал свою актерскую деятельность в театре Ф. Волкова в Ярославле, затем был актером Российского театра. И. А. Дмитриевский был также режиссером и педагогом, действительным членом Российской Академии. В его театре на Царицыном лугу впервые были поставлены пьесы Д. И. Фонвизина. В 1783 г. по указу Екатерины II театр был закрыт.
В 1780 г. в Москве был открыт Петровский театр, где разыгрывались драматические, оперные и балетные спектакли. Существовал также крепостной театр - дворянские театры с труппой из крепостных. В основном такие театры создавались в Москве и Подмосковье (театры Шереметевых, Юсуповых и др.). Они возникли в конце XVIII в. В историю русского театрального искусства вошли имена крепостных актеров Прасковьи Жемчуговой (1768-1803), Т. В. Шлыковой-Гранатовой. Был вначале крепостным и известный русский драматический актер Михаил Семенович Щепкин (1788-1863). Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.
Театр в России в XVIII в. приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.
В XVIII в. начинает широко распространяться музыкальное искусство - любительское музыцирование, домашние и публичные концерты с участием русских и зарубежных исполнителей. В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое общество, в котором исполнялась старинная и классическая музыка. В последней трети XVIII в. формируется русская композиторская школа, появляются первые русские композиторы - авторы оперной, хоровой, инструментальной, камерной музыки. Крупным достижением русской музыкальной культуры того времени стала музыкальная мелодрама "Орфей" композитора Е. И. Фомина (1761-1800). Он был также создателем песенной оперы на национальный русский сюжет "Ямщики на подставе" (1787), оперы "Американцы" (1788) и других произведений. Ведущим музыкальным жанром становится опера.
На рубеже XVIII-XIX вв. появился жанр камерной лирической песни - русского романса на тексты из русской поэзии. Одним из создателей русского романса стал O. A. Козловский (1754-1831), написавший "Российские песни", героико-патриотические полонезы. Один из них на слова Г. Р. Державина - "Гром победы раздавайся" - долгое время был русским национальным гимном.
Это был век великих открытий и великих заблуждений, век, о котором русский просветитель А. Н. Радищев проницательно и афористично сказал в стихотворении "Осьмнадцатое столетие" (1801-1802 гг.):
 
"Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро,
Будешь проклято вовек, ввек удивление всем".
 
Оценка, данная русским писателем с особым на то правом, может быть распространена на всю эпоху потому, что именно в это время Россия вступает в круг современной европейской образованности, учась у нее и обретая свою самостоятельность внутри этого культурного единства. Само понятие "европейская культура"теперь имеет новое значение, рамки его расширяются настолько, чтобы в полной мере включить в себя молодую и стремительную в своем развитии культуру России.
Итоги историко-культурного развития России в XVIII в. весьма значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства, в то же время укрепление связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Укрепление могущества Русского государства, которое стало одним из крупнейших государств мира, способствовало формированию русской нации и единого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все направления культуры - образование, книгопечатание, архитектура, изобразительное искусство. Произошло "обмирщение", диверсификация культуры, которая способствовала появлению новых ее видов - художественной литературы, общедоступного театра, светской музыки. Значительно расширилась сфера духовной деятельности русских людей.
Развитие культуры России XVIII в. подготовило блестящий расцвет русской культуры в XIX в., ставшей неотъемлемой составной частью мировой культуры.