Новости истории

29.08.2019
В изображении, скрытом под картиной Леонардо "Мадонна в скалах" из Лондонской национальной галереи, обнаружились новые детали.

подробнее...

28.08.2019
Археологи обнаружили в Перу останки более 250 принесенных в жертву детей.

подробнее...

27.08.2019
Хорватские археологи обнаружили останки подростков, черепа которых при жизни были намеренно деформированы.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 

21. Скульптура, живопись, художественная промышленность Нового царства

Скульптура и живопись Нового царства проникнуты теми же стремлениями, которые свойственны архитектуре этого периода. Их можно характеризовать как усиление реалистической тенденции и как попытки завоевания пространства.
Скульптура. В портретных скульптурах это направление больше всего сказалось в тель-амарнский период. Бюсты Эхнатона (табл. 54, фиг. 1) и его жены Нефертити (табл. 54, фиг. 2) поражают остротой психологической характеристики. По сравнению со Средним царством произошло дальнейшее приближение к передаче индивидуального образа. Тонкость моделировки доводит поверхности камня до ощущения мягкости человеческого тела. Линия контура стала изящной. Камень оживает под рукой скульптора.
Исключительно мягкая передача фактуры дерева в статуэтке Раннаи дает такой же живой, индивидуализированный образ (табл. 54, фиг. 3). 
Вообще же искусство Нового царства более строго и точнее следует старым правилам, чем искусство тель-амарнского периода. Однако общая тенденция к
выразительности характеризует также и эти памятники (Рамзес II и Тутанхамон на леопарде табл.54, фиг. 3).
Рельефы. Рельефы Нового царства характеризуются появлением некоторой глубины в изображениях, частичным завоеванием иллюзорного пространства. Фигуры начинают пересекать одна другую, ставятся группой в глубину, закрывая одна другую. На примере «плакальщиков» Государственного музея изобразительных искусств видны новые черты, приобретенные рельефом (табл. 55, фиг. 3). Фигуры уже не повторяют механически однообразной позы, как это было в Древнем царстве. Здесь они все индивидуализированы и образуют свободную ритмическую композицию. Появилось искание ракурсов, создаются новые повороты человеческого тела; фигуры оживают. В целом композиция приобретает общую устремленность. Свободный ритм протянутых рук придаёт динамичность и напряженность всей изображенной группе. Однако, Несмотря на это, плоскость стены не разбивается, фигуры продолжают группироваться в основном вдолй стены, занимая небольшой отрезок в глубину, имея как бы пространственный предел, в который они вписываются.
Изысканность тель-амарнского искусства свойственна также рельефам поминального храма Сети I в Абидосе (табл. 56, фиг. 1), которые контрастируют с тяжелыми объемами столбов самого храма.
 
 
Таблица 54
 
 
Росписи. Росписи характеризуются теми же чертами, что и рельеф. Роспись гробницы Нахт конец XV в. до н. э.), изображающая музыкантш, привлекает такой же свежестью форм и изяществом поз и линий (табл. 55, фиг. 5 и 6). Здесь фигуры так же пересекают одна другую, так же образуют свободную ритмическую группу, такая же новизна чувствуется в повороте главной фигуры.
Художественная промышленность. В эпоху Нового царства получила особенно большое распространение художественная промышленность.
Мебель, сделанная часто с инкрустацией из разных пород дерева, обладала большим изяществом. Раскопанная в 1924 г. гробница Тутанхамона дала особенно большое количество мебели и других предметов утонченно декоративного стиля, примыкающего к искусству Тель-эль-Амарны. Таковы: стол для игры в шашки, стоящий на полозьях (табл. 56, фиг. 1), кровать из черного дерева (табл. 56, фиг. 4) и царский трон, инкрустированный золотом и фаянсом; на спинке трона изображен; фараон на троне со стоящей перед ним женой (табл. 56, фиг. 5 и 6).
 
 
 
Таблица 55
 
 
Таким же богатством отделки отличаются более простые по форме инкрустированные ларцы, принадлежавшие другим фараонам, например, ларец Аменхотепа II (табл. 36, фиг. 2 и 3).
Характерно оформление отдельных частей мебели в виде фигур животных (табл. 56, фиг. 5, 6 и 7). Исключительно изящная и в то же время приспособленная к житейским потребностям мебель послужила прообразом для некоторых позднейших стилей (ампир).
Специфической оригинальностью обладают предметы прикладного искусства, относящиеся к туалетным принадлежностям. Очень распространены туалетные ложечки, в которые наливались притирания и эссенции. Эти ложечки оформлялись в виде фигур животных, цветов и других мотивов, но чаще всего они изображали обнаженную женскую фигуру (табл. 57, фиг. 13). Малые формы искусства повторяют здесь стилевые особенности большой скульптуры. Находящаяся в московском музее туалетная ложечка в виде плывущей женской фигуры, держащей цветок лотоса, по своей изысканности также должна быть отнесена к тель-амарнской эпохе (табл. 57, фиг. 1).
Ювелирные изделия из бронзы и чаще из золота были распространены во все исторические периоды, однако лучшие образцы дали Среднее и Новое царства. Нагрудные украшения XII династии Среднего царства из золота с инкрустацией (табл. 57, фиг. 9 и 10) и подвески из гробницы Тутанхамона (табл. 57, фиг. 11 и 12) принадлежат к лучшим образцам этого вида искусства.
 
 
Таблица 56 
 
 
Посуда отличалась высоким художественным качеством (табл. 57, фиг. 2, 3 и 4). Однако Новое царство, особенно в период, близкий к тель-амарнской эпохе, внесло в этот вид промышленности много изящества и остроты.
Стеклянным сосудам придавались различные формы, вплоть до формы рыбы (табл. 57, фиг. 5, 6 и 8). Изысканные каменные сосуды из оникса и алебастра инкрустировались слоновой костью и золотом и представляли иногда, как сосуд из могилы Тутанхамона, очень сложную композицию (табл. 57, фиг. 7).
 
 
 
Таблица 57