Современная культурная ситуация
Середина XX столетия - начало нового этапа развития культуры. Ощущение начавшегося радикального изменения культурной ситуации отразилось в появлении и все более широком использовании, начиная с 70-х годов, понятия "постмодернизм", или "постмодерн" (Ж.-Ф. Лиотар "Постмодернистское состояние"). Сущность этого состояния, его содержательное отличие от того, которое оно сменяет, еще неопределенно, расплывчато, противоречиво. К тому же в разных областях постмодерн проявляется не одинаково. Но уже понятно, что становится более ясной всеобщность изменений социокультурной сферы бытия во второй половине века. Постмодернизм - новый этап развития культуры XX в., антитеза модернизму, попытка преодоления кризиса технократической культуры.
Показательны суждения одного из американских культурологов, который отмечал, что и немарксисты и марксисты одинаково ощущают начавшееся после второй мировой войны формирование нового типа общества (оно описывается и как постиндустриальное, и как потребительское общество, и как общество массовых коммуникаций). Действительно, развитие культуры на новом изломе истории непосредственно обусловлено грандиозным скачком в развитии производительных сил, техники, системы коммуникаций - всего того, что охватывается понятием "постиндустриальное общество" или "информационная цивилизация". Для постиндустриального общества характерны неэкономические формы социального структурирования; информатизация; приоритет гуманитарных наук; представления о человеке как важнейшем факторе и ресурсе социального и культурного развития; определяющее начало духовного производства. Суть этого скачка описана в трактатах Д. Белла, Е. Масуды, А. Тоффлера и др., которые сделали заключение, что организация общественной жизни должна быть приведена в соответствие с нынешним уровнем научно-технического развития человечества. Во второй половине века фактически возник феномен новой культуры, основанной на развитии электронной техники и телевидения и получившей название экранной культуры. С помощью средств массовой информации, прежде всего компьютеров, системы глобальной связи Internet на планете формируется "глобальная деревня".
Именно в середине нашего столетия наиболее проницательным политикам, социологам, философам, экономистам стало ясно: односторонности феодальной социокультурной системы капитализм противопоставил столь же одностороннюю индустриальную цивилизацию, каждое великое культурное достижение которой имело свою оборотную сторону. Следовательно, нужно искать способы разрешения трагических парадоксов индустриальной цивилизации.
Ее критики давно видели выход либо в возвращении к патриархально-крестьянскому, феодально-религиозному типу культуры, либо в нравственном, эстетическом, художественном воспитании человечества, либо в ориентации западной цивилизации на "неразвращенный Восток". Реальным может быть путь нелинейного перехода к более высокому уровню организации совместной жизни людей, в котором завоевания цивилизации сопряжены с нравственными и эстетическими ценностями. Эта переходность означает необходимость разрешения противоречий, которые были характерны для модернизма.
Поскольку постмодернизм осмысливает данное состояние переходности, его сущностью становится "мозаичность" культур, эклектика, игра граней и стилей. Постмодернизм подразумевает цитирование известных образцов, известное передразнивание, развитие игровых принципов. Наиболее ярко это нашло отражение в поп-арте - популярном, естественном искусстве, разнообразных композициях из реальных объектов.
Содержание постмодернизма составляет стремление преодолеть противостояние элитарной и массовой культур, казавшихся несовместимыми в силу индивидуалистического характера одной и конформистского - другой. О ненормальности такого антагонизма говорят теоретики и ищут реальные способы совмещения форм практики (барды во Франции и России, мюзиклы и рок-оперы).
Аналогичный смысл имеют и опыты преодоления столь характерного для модернизма противостояния новаторства и традиционализма, их диалог (Д. Шостакович, Б. Брехт, И. Бродский , А. Тарковский, А. Шнитке и др.). Идет поиск нового языка современного искусства (синтез реалистического, натуралистического, романтического способов воспроизведения реальности с сюрреалистическими, абсурдно-гротескными, символистскими формами). Все, что раньше было разнесено по жанрам и произведениям, скрещивается теперь в одном (М. А. Булгаков, Г. Гарсиа Маркес). Тем самым абсурдность социального бытия человека не утверждается уже с кафкианским трагизмом как абсолютный закон бытия, как неодолимая иррационально-сатанинская сила или как фатально-неотвратимое будущее человечества, каким его представляли авторы "антиутопий", а снимается гротескно-ироническим - в традиции романтизма Э. Гофмана и Н. В. Гоголя - восприятием этого абсурда, который говорит о его духовном преодолении. Будучи образным самосознанием культуры, искусство выражает протекающие в ней процессы с особой точностью проникновения в самую суть.
В области научно-теоретического мышления это выразилось в разработке самими учеными - биологами, кибернетиками, математиками, а затем философами, социологами, культурологами - теории информации и методологии системных исследований, призванных преодолеть"мозаичность" картины мира. Был "реабилитирован" свойственный классической философии системно-целостный взгляд на бытие, и он был сопряжен с новыми идеями и методами ("информатизация"). Позже родилась синергетика, развившая идеи теории систем.
Постмодернизм как переходная фаза в истории культуры Запада заключает в себе радикальное изменение его отношений с Востоком. Если модернизм в обоих его проявлениях - элитарном и массовом - был типичным детищем западной культуры и потому неспособным на контакт с культурой Востока: ее можно было либо игнорировать, либо отвергать, либо пытаться ей подражать, то новое мировоззрение начало искать формы общения с Востоком так же, как завязывало диалог с Классикой - это логика складывающегося сейчас диалогического отношения к Иному. Ведь Иное - это другая ипостась единой культуры человечества, стольже односторонне ее представляющая. Это особенно актуально в свете современных национальных конфликтов. Очевидно, что ставка на войну является пережитком архаического сознания, первобытно-феодальной антитезы "Мы - Они", а истремление к диалогу культур - проявление нового типа сознания "Мы - Вы".
Запад и Восток предлагают все больше примеров диалогизма. Примечательна книга Д. Андреева "Роза мира" (утопическая, но представительная в историко-культурном отношении концепция объединения всех конфессий в одной, общечеловеческой религии - экуменизм). Реальное воплощение диалога Запада с Востоком - философия Ф. Фукуямы и М. Мамардашвили, романы Г. Гессе и Ч. Айтматова, фильмы А. Куросавы и Т. Абуладзе: живое взаимопроникновение двух ментальностей, двух опытов, двух идеалов. В мире культуры альтернативные свойства не только соприкасаются и взаимодействуют, но и образуют различные синтетические структуры. Живой пример - Россия, которая принадлежит и Западу, и Востоку.