Специфика архаической культуры и ее этнические модификации
В традиционном линейном представлении о выходе человечества из первобытного состояния следующей ступенью истории культуры признается Древний Восток, а за ним следует античность.
Материально-производственная деятельность первобытного коллектива обусловливала характер и динамику древней - архаической культуры, при всей органической связи ее с духовной и художественной деятельностью. Основа архаической культуры - характер материально-производственной деятельности человека: собирательство, охота, ремесло.
Поскольку первобытный человек унаследовал от своих животных предков два способа добывания пищи - собирательство и охоту - и совершенствовал их технологию благодаря освоению неизвестного и недоступного животным третьего вида практики - ремесла, постольку пути выхода из первобытного состояния могли быть троякими, в зависимости от того, какой из трех видов деятельности становился, в силу специфических условий бытия каждого народа, главным, определяющим, точнее - системообразующим.
Реальный ход истории свидетельствует, что все эти три пути были испытаны человечеством.
Превращение охоты и собирательства в системообразующие силы историко-культурного процесса стало возможным только благодаря изготовлению и совершенствованию орудий труда, что позволило в свою очередь радикально преобразовать способы добывания пищи. Так на их основе возникли новые типы хозяйства - скотоводческое и земледельческое. И то, и другое устраняло зависимость способов жизнеобеспечения от случайных обстоятельств. Человек стал самостоятельно производить необходимое ему количество пищи (и само понятие "культура" возникает вскоре у римлян для обозначения этой прирученной человеком растительности).
В одних случаях ремесло имело служебный, подчиненный характер по отношению к тому или другому способу добывания пищи, в других обстоятельствах оно могло стать доминирующим, системообразующим видом деятельности.
Таким образом, из первобытного бытия выросли три параллельно развивавшиеся, независимо от хронологических рамок начала и конца этого процесса, типа хозяйства и соответственно три типа культуры:
– культура скотоводческих племен, обреченных на кочевой образ жизни в поисках необходимых пастбищ; они двигались из Азии на Запад, вступая в неизбежные при этом военные столкновения с другими кочевыми племенами и народами, ведшими земледельческий образ жизни, а затем и с занимавшимися ремеслом и торговлей горожанами, или оставались в границах освоенной ими территории на севере Евразийского и Американского континентов;
– культура земледельческих народов, оседавших на плодородных поливных землях Ближнего и Дальнего Востока и консолидировавшихся в мощные государственные образования, поскольку это оказывалось необходимым для обеспечения крупномасштабных оросительных работ как условия продуктивного земледельческого хозяйства;
– культура древних греков и римлян, опиравшихся на развитое ремесленное производство и обеспеченную мореплаванием международную торговлю; она базировалась в городах нового типа, отличавшихся от городских поселений восточных империй тем, что античные города-государства создавали необходимые условия именно для продуктивной ремесленной деятельности и порождавшейся ее потребностями духовной и художественной жизни.
Так на выходе человечества из первобытного состояния перед ним раскрылись три - только три и именно три - направления возможного дальнейшего движения. И на каждом из них исходные формы первобытного мышления мифологии, обрядов, нравственного, эстетического и художественного сознания преобразовались особенным образом, порождая существенно различные типы культуры.
Каждому из них была уготована своя судьба: культура скотоводческих племен оказалась в общей перспективе истории человечества малоразвитой формой - ее пространство неумолимо сокращалось благодаря оседанию кочевников. Этот тип бытия не содержит потребности в развитии творческого потенциала человека, в рациональном познании им природы и самого себя. Мифология этих народов наиболее близка к тотемистическому культу животного первобытных охотников: одним из главных "героев" мифа стал здесь конь - основной помощник и сподвижник человека (его клали и в могилу), поэтому конская сбруя оказывалась таким же эстетически значимым предметом, как одежда, оружие, бытовая утварь (скифские курганы). У народов Севера такую же роль играл олень.
Жизнь и сознание скотоводов-кочевников были ближе всего к первобытному состоянию и наиболее устойчиво сохраняли архаические черты.
Земледельческий тип бытия был более прогрессивен, нежели скотоводческий, потому что открывал возможность совершенствования технологии сельскохозяйственного производства, а значит, требовал от крестьянина иного отношения к природе, порождал иное сознание, иные нравы, иные формы художественного творчества.
Все же и земледелие лишь в весьма ограниченных пределах делало необходимым и возможным развитие познавательных и творческих сил человека - ведь повышение производительности сельскохозяйственного труда зависело не от него самого, а от развития ремесла, а затем научного и технического прогресса. Поэтому культура, складывающаяся в земледельческих обществах, была лишена внутренних стимулов развития. В итоге при всех своих завоеваниях она оставалась традиционной культурой.
Этот тип культуры остается языческим, только обожествляются здесь не животные, а солнце, небо, гроза, земля и вода, и человек отождествляет свою жизнь и смерть с законами циклического "возвращения на круги своя" в растительном мире, а не с безвозвратным переходом в иной мир, свойственный бытию животных. И на этом пути культура еще не знает научного познания природы, искусства.
Все это возникает тогда, когда на авансцену истории выходит город со всеми организуемыми им цивилиэационными процессами - не случайно город принято считать одним из главных маркирующих признаков цивилизации; тогда земледельческий быт становится маргинальным, крестьянская культура - фольклор - периферийной, в лучшем случае "подпитывая" своими живительными, сохраняющими непосредственное ощущение связи с природой соками культуру города.