Новости истории

05.02.2020
В результате деятельности черных археологов, охотящихся за сокровищами генерала Ямаситы, на филиппинском острове Панай увеличился риск оползней.

подробнее...

03.02.2020
При строительстве автомагистрали в Восточной Чехии обнаружен древний колодец, которому больше 7,5 тысяч лет. Это древнейшее из достоверно датированных деревянных сооружений в мире.

подробнее...

01.02.2020
Еще одна находка из трюма затонувшего в XVII в. голландского судна. На этот раз фрагмент шелкового ковра.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 
 
Сообщество читателей. Обсуждение книг и фильмов

Строительная техника

Строительная техника эпохи классики являлась продолжением и развитием тех приемов, которые были выработаны в предшествующий период. По прежнему доминировала столь характерная для эллинского зодчества стоечно-балочная конструкция. Материалы применялись в основном те же, что и в позднеархаическое время. 
Однако мрамор, применявшийся прежде преимущественно для главных элементов декора, становиться теперь важнейшим строительным материалом для надземных частей монументальных сооружений. Мрамор лучших пород — паросский и пентелийский — широко применяется в постройках не только ионического, но также и дорического ордера. 
Употребление мрамора, материала в высшей степени наделенного пластическими свойствами, должно было способствовать развитию в классической архитектуре пластических качеств. Мрамор позволил достигнуть великолепной игры света и тени, обогатил архитектуру своими цветовыми свойствами и способностью просвечивать в краях блоков и прежде всего в ребрах каннелюр. Колонны приближались к скульптуре, изображавшей живое, просвечивающее на солнце тело. Наряду с мрамором продолжали широко применяться и другие, сравнительно мягкие породы камня — известняки (порос), разработки которых имелись в различных областях Греции. 
Фундаменты зданий классической эпохи как и эпохи архаики, выводились обычно только под стенами и отдельными опорами. Нижняя часть монументальных каменных стен (цоколь) выкладывалась из орфостатов. Выше поле стены выкладывалось из квадров меньших размеров. 
В Греции никогда не применялись колоссальные блоки, подобные тем, из которых сложены стены большого храма Баальбека (см. 2-ю книгу этого тома). Как и в предыдущую эпоху, кладка производилась насухо. Наружная поверхность блоков тщательно отделывалась обычно уже после их укладки на место. Для выравнивания кладки снаружи у блоков предварительно обтесывались (кантовались) только ребра (нередко — одно нижнее). В некоторых случаях (например, в подпорных или оборонительных стенах) наружная отделка стены на этом заканчивалась (см.  «рустованные» стены Мессены, Приены и др.). При обработке смежных поверхностей блоков применялся анафирозис. Блоки скреплялись металлическими скобами, пиронами и штырями, которые после укладки заливались свинцом (рис. 15, 88). 
Стены, сложенные из мраморных квадров, не требовали облицовки. Прекрасная поверхность благородного камня становится важным художественным элементом архитектурных сооружений классики (например, южная стена Эрехфейона). 
 
 
 
 
Квадровая кладка применялась обычно только в богатых общественных зданиях; в более скромных постройках каменные стены клались из трапецоидальных блоков с горизонтальными постелями. Стены частных жилищ обычно возводились из сырцовых кирпичей на каменных цоколях. Такая же техника применялась и при сооружении оборонительных стен, так как сырцовая кладка хорошо противостояла ударам стенобитных машин. 
В классическую эпоху стволы колонн выполнялись, как правило, из отдельных барабанов (рис. 89; табл. 59, фиг. 3 и 4). Архитрав обычно сооружался из каменных или мраморных блоков, поставленных на ребро. Так, в Парфеноне он состоял из трех установленных один позади другого блоков (табл. 58, фиг. 2). Фриз состоял из блоков, расположенных в два ряда. В боковых сторонах триглифных блоков были высечены пазы; в них крепились довольно тонкие мраморные плиты метоп, украшенных рельефами. Антаблемент, так же как стена, выкладывался насухо и связывался железными скрепами, залитыми свинцом. Пролеты антаблемента достигали в постройках V—IV веков до н. э. довольно значительных размеров. Так, в храме Посейдона в Пестуме пролеты (в осях) равнялись 4,30—4,48 м, в Парфеноне—от 3,70 до 4,32 м, средний же пролет Пропилеев афинского Акрополя был равен 5,43 м. 
В наиболее богатых храмах плафоны портиков делались мраморными, кассетированными. Обычно же потолки наоса, как и несущие конструкции крыши, выполнялись из дерева. 
 
 
 
 
Кровля покрывалась терракотовыми черепицами, формы которых были выработаны еще в предшествующую эпоху: это были широкие плоские солены и узкие желобчатые калиптеры. Известен случай, когда мраморные солены и калиптеры были соединены вместе. Такое соединение желобчатой формы с плоской значительно увеличивало прочность черепицы и позволяло придавать ей большие размеры. Такими были черепицы в храме Аполлона в Бассах; длина этих мраморных черепиц достигала 1,08 м при ширине 0,75 м (см. ниже). 
 
 
 
 
Помимо прямых архитравных перекрытий, господствовавших в классическом зодчестве, следует отметить применение, правда редкое, криволинейных перекрытий сводчатого типа. Еще недавно сомневались, что свод и арка были известны в Греции до эпохи эллинизма. Но сложенные из клинчатых камней арки встречались и в эпоху классики — в погребальных камерах склепов. Полуциркульные очертания имели также многие перекрытия крепостных ворот (Арка была применена в городских воротах Акарнании, сооружение которых обычно датируют V веком до н. э.). В конце V—начале IV века до н. э. философ Демокрит даже занимался изучением принципов работы свода. 
Редкость применения арки и ее производной — свода — ранее III века до н. э., по-видимому, следует объяснить несоответствием этих конструкций эстетическим задачам эллинского зодчества классической эпохи (Самый ранний известный науке случай применения арки в древней Греции с чисто художественными целями — это декоративная арка над северо-восточным входом на агору (рыночную площадь) в Приене около 200 года до н. э.) и отчасти, вероятно, соображениями сейсмостойкости. 
В наружной отделке храмов и богатых общественных зданий видное место принадлежало декоративной скульптуре и архитектурному резному орнаменту. Особенно широкое употребление находит последний в конце V и в IV веке до н. э. Выполнение резного орнамента требовало работы квалифицированных мастеров-каменотесов, не уступавших в своем искусстве скульпторам. 
Внутренняя отделка зданий эпохи классики отличалась разнообразием приемов. Полы общественных зданий выстилались каменными плитами правильной формы, в некоторых случаях цветными. 
 
 
 
 
В скромных жилищах полы обычно были глинобитные. Открытые дворики были выложены камнем. В парадных помещениях богатых домов, а иной раз и в храмах полы украшались мозаикой, выложенной из цветной гальки. 
Сооружение общественных построек в классическое время обычно поручалось особым строительным комиссиям, в ведение которых поступали соответствующие средства. 
Составленные этими комиссиями отчеты о расходах нередко высекались на мраморных плитах. Такие надписи заключают сведения, чрезвычайно ценные для истории эллинского зодчества. 
Особенно важны надписи, связанные со строительством Эрехфейона, арсенала в Пирее и храма Аполлона IV века до н. э. в Дельфах
Скорость, с которой возводились те или иные постройки, была весьма различной. Иногда постройка одного храма растягивалась на десятки лет. В других случаях работа производилась значительно быстрее. Так, сооружение Пропилеев Мнесикла заняло пять лет. В сравнительно небольшой срок был сооружен комплекс афинского Акрополя.