Новости истории

05.02.2020
В результате деятельности черных археологов, охотящихся за сокровищами генерала Ямаситы, на филиппинском острове Панай увеличился риск оползней.

подробнее...

03.02.2020
При строительстве автомагистрали в Восточной Чехии обнаружен древний колодец, которому больше 7,5 тысяч лет. Это древнейшее из достоверно датированных деревянных сооружений в мире.

подробнее...

01.02.2020
Еще одна находка из трюма затонувшего в XVII в. голландского судна. На этот раз фрагмент шелкового ковра.

подробнее...

Форум

Рассылка от Историка

Рассылки Subscribe.Ru
Новости истории. Самые обсуждаемые исторические проблемы
 
 
 
 
Канал Историка в Яндекс-Дзен
 
 
 
Сообщество читателей. Обсуждение книг и фильмов

6. Строительство V и VI династий

Комплекс пирамиды Сахура в Абусире. Пирамида фараона Сахура близ Абусира (табл. 19, фиг. 1 и 2) — наиболее типичная и лучше всего изученная гробница V династии. Она представляет собой дальнейшее развитие основных принципов строительства предыдущего периода, хотя в ряде деталей как бы возвращается к типу, созданному Имхотепом. В высоту пирамида имеет всего 49,60 м. Царский склеп устроен на уровне земли. Над ним сохранились мощные разгрузочные блоки камня, поставленные в форме двускатной крыши (табл. 19, фиг. 2). Кладка основного ядра пирамиды состоит из блоков желтого известняка, для облицовки использован белый известняк, верхушка пирамиды гранитная. Вход в пирамиду, устроенный на ее северной стороне, закрывался, как и в других пирамидах, гранитной глыбой, которая опускалась после введения саркофага в склеп. Взаимное расположение культовых помещений всего ансамбля не изменилось по сравнению с предыдущим периодом, но изменился характер их оформления.
Входной зал - небольшая постройка в долине, служившая пристанью во время разливов Нила,— сохранял наклонную линию стен и плоскую крышу (табл. 19, фиг. 1 и 7). Крытый коридор, освещаемый верхними световыми отверстиями, вел от этой постройки к заупокойному храму, а через него во двор, окружавший пирамиду. Стены коридора были расписаны цветными изображениями фараона в образе сфинкса, попирающего врагов.
Заупокойный храм. Центральный двор заупокойного храма был окружен галереей, крышу которой поддерживали шестнадцать колонн с круглыми монолитными стволами и пальмообразными капителями (табл. 19, фиг. 4, 5 и 6). Зеленая раскраска капителей и синий потолок с золотыми звездами должны были создавать впечатление пальмовой рощи, уходящей вершинами в ночное небо. Поверх черного цоколя галереи проходила желтая полоса как бы деревянной
панели. Роспись, изображающая фараона в виде победоносного завоевателя, охотника и т. п., была отделена от этой панели красной полосой с черными обрамлениями.
В архитектурном ансамбле пирамиды Сахура широко использованы не только цветовые эффекты естественного камня, но и раскраска деталей, цветные рельефы и роспись, как это делалось в мастаба вельмож.
В постройках Сахура и его современников вновь появилась колонна, получившая теперь конструктивное значение (табл. 19, фиг. 4, 5 и 6). Круглые стволы колонн из красного гранита, аналогично столбам свободно стоявших деревянных опор древнейших построек, поддерживали в перистильном дворе плоские кровли заупокойного храма.
Колонны эпохи V династии повторяют тот тип трехчетвертных колонн, который имеется в постройках Саккара и который впоследствии в Новом царстве стал преобладающим (табл. 20). Однако толщина ствола стала больше: высота его составляла около 7 нижних диаметров (в Новом царстве колонны продолжали утолщаться). На стволе колонны впервые появились рельефы (картуши с именами фараонов), которые позже стали покрывать всю его поверхность. Антаблемент был упрощен. В Абусире, так же как в Саккара, над архитравной балкой была вынесена вперед гладкая горизонтальная карнизная плита.
Комплекс храма солнца в Абусире. Ко времени V династии, кроме абусирских пирамид, относится находящийся там же, к югу от Гизе, храм Ра — бога солнца, выстроенный фараоном Ниусерра и композиционно очень близкий к комплексу пирамид (табл. 19, фиг. 8). От пристани, расположенной внизу и находившейся в черте города, дс храму вел мощеный коридор с верхним светом. Коридор продолжался в толще стены, окружавшей святилище, огибал двор святилища с южной стороны и поворачивал затем направо, к цоколю гигантского культового обелиска, стоявшего в глубине двора. Постамент обелиска, имевший 40 м в ширину, представлял собою высокое сооружение, напоминающее мастаба.
 
 
 
 
 
 
С северной стороны двора находились амбары, кладовые храма и бойни жертвенного скота. В мощеных полах устроены желоба для стока крови и нечистот. Характерно применение рельефа на стенах как в коридоре, так и на цоколе обелиска.
Около храма находилась священная ладья бога солнца. Она была сделана из камня и поставлена прямо на песке, как ставился объект культа в древнейших культовых хижинах.
Мастаба Ти. Обычным типом гробницы вельмож при V и VI, династиях были мастаба с более развитой надземной частью, чем при IV династии; так, в мастаба Мерерука было более 30 комнат (табл. 21, фиг. 2). Одним из лучших образцов является мастаба Ти (V династия). Перед (входом она имела двухколонный портик, за которым был расположен открытый дворик, окруженный колоннадой из квадратных столбов (табл. 21, фиг. 3 и 4). Под полом этого дворика начинался наклонный ход в склеп. Далее вел коридор, разделенный дверями на две части. Оправа находилась комната для жены умершего, а в конце молельня с двумя ложными дверями (табл. 21, фиг. 6) и параллельное ей узкое помещение для статуй. Характерно наличие здесь двух ложных дверей, которые посвящались Северу и Югу.
Ложная дверь в мастаба имела несколько разновидностей. Чаще всего это была группа рамок наличников, подражающих настоящей двери. Иногда этот рисунок двери был очень упрощен. Нередко в композицию вводилась вся фигура умершего, стоящая в проеме двери, или только его голова, выглядывающая из-за притолоки (табл. 21, фиг. 1).
 
 
 
 
 
 
Сравнительная характеристика архитектуры IV, V и VI династий. В стилистическом отношении пирамиды VI династии, поскольку можно судить по сохранившимся их остаткам, не отступали от традиций предыдущего периода. С технической же стороны в строительстве этого времени можно заметить значительный упадок; вместо каменной кладки ядро пирамиды представляло при VI династии насыпь из щебня, только снаружи укрепленную тесамым камнем. Меньшей прочностью отличались также и мастаба частных лиц.
Объяснение этого упадка заключается в нарастании глубоких социальных противоречий, вызвавших к концу Древнего царства восстание экеплоатаруемых классов, и в постепенной утере фараонами их могущества и былых экономических возможностей.
Стиль эпохи IV династии выражал величайшую мющь правлению фараонов. С утратой царями их былого могущества исчезли и возможности дальнейшего культивирования этого стиля.