Своеобразие материальной и духовной культуры Древнего Востока
История культуры народов Древнего Востока связывается многими учеными с переходом человечества от стадии первобытности к цивилизации. В IV-III тыс. до н. э. в поймах рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы возникают великие культуры древности - речные цивилизации. Для создания сложных ирригационных систем требовалось умение управлять массами людей, организовывать все население долины, держать в повиновении непокорных, а также иметь определенные знания в области математики, строительной и других наук, уметь письменно фиксировать результаты. Сакрализация власти объединяла людей, возвышала правителя над обществом и, следовательно, позволяла мобилизовывать ресурсы на приоритетных направлениях деятельности: строительстве гидросооружений, городов, дворцов и храмов там, где требовалось привлечь массы людей. Вся культура древневосточных обществ была тесным образом связана с религией, обслуживала ее потребности. Архитектура, скульптура и живопись здесь были подчинены строгим религиозным канонам. Кроме того, искусство цивилизаций Древнего Востока роднит стремление к реализму при сохранении условности, плоскостность изображения, ограничение красочной гаммы локальными тонами, неумение передавать светотень и перспективу. Но каждый регион имел свою специфику культурного развития. Древний Восток знает четыре основных очага городской (урбанистической) культуры: Двуречье, Египет, Индия и Китай. Двуречье - это подлинная колыбель мировой цивилизации и культуры. Именно из этого региона шел наиболее интенсивный поток культурных импульсов, способствовавших ускорению развития остального человечества. Для других трех центров была характерна замкнутость, а порой и значительная изоляция, что во многом определяло специфику каждого из них.
Культура Двуречья
Двуречье (Месопотамия), долина Тигра и Евфрата, в низовьях которой возникла шумерская цивилизация, всегда была открыта внешним влияниям и воздействиям, неизменно с пользой для себя. Сюда стремились и здесь укоренялись многие этнические группы, постоянно смешиваясь друг с другом. Отсюда открывались торговые пути во все стороны света, здесь был мощный генератор технических и технологических новшеств. Постоянное расширение на протяжении тысячелетий зоны западноазиатского очага культуры за счет включения в него периферийных территорий, населенных иными народами, а также появление кочевников из Аравии, а из Прикаспия - индоевропейцев, способствовали быстрому экономическому, техническому и культурному развитию древних центров этого региона. Гончарный круги колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница как принципиально новое средство ведения войн, различные формы письма от пиктограмм до алфавита, - все это и многое другое генетически восходит именно к Западной Азии, через посредство народов которой нововведения со временем становились известными в остальном мире. Влияние культуры древних Шумера и Аккада, Вавилона и Ассирии было значительным не только во времена существования этих цивилизаций. Через античные Грецию и Рим, Византию, Иран Сасанидов, арабов, а затем и крестоносцев многие образцы культуры Древнего Востока дожили до нового времени. Некоторые религиозные мотивы и сюжеты прочно вошли в иконографию и символику культуры европейского средневековья. Культура Двуречья имела две ветви - шумеро-аккадскую и ассиро-вавилонскую.
Культура цивилизации Шумер и Аккад уже к концу IV тыс. до н.э. достигла небывалого для других регионов развития. К ее главным достижениям в это время относятся уникальное храмовое строительство, искусство глиптики, новые формы пластики, изобретение письменности. Шумерийцы изобрели клинопись, а от них она перешла к соседним народам (аккадцам, хеттами др.). Самые поздние тексты, написанные шумерской и аккадской клинописью, датируются I в. до н. э. Общность системы письма, при помощи которой в течение почти трех тысячелетий передавались и закреплялись мифологические, литературные и даже фольклорные традиции, в значительной мере позволяет сегодня воспринимать цивилизации Двуречья как нечто единое. Шумеры разработали сложную систему космогонии, где за людьми признавалась роль слепых исполнителей небесных предначертаний. Наряду с космогонией древние шумеры и аккадцы разработали цикл мифов о чудесной истории смерти и воскресения богини плодородия. Возвращением божества плодородия (Иштар) объяснялась смена зимы весной и прорастание погруженных в землю зерен из срезанных (убитых) колосьев, что знаменовало торжество жизни над смертью. В мифе о потопе объясняется гнев богов на непокорность людей. Каждому богу-покровителю посвящался центральный храм города, который был фактически центром города-государства. Храмы строились на возвышенных местах из сырцового кирпича с примесью рубленой соломы или тростника. Позднее храмы стали возводиться на нескольких искусственно сооружаемых платформах. Такие храмы - зиккураты - были главными храмами города. Огромный холм осыпавшегося трехступенчатого зиккуратав г. Уре (XXII-XXI вв. до н. э.) до сих пор возвышается на 20 м. Большим совершенством в древней Месопотамии отличалась металлопластика, другие виды художественного ремесла. Об этом свидетельствует хорошо сохранившийся погребальный инвентарь так называемых "царских гробниц" XXVII -XXVI вв. до н. э., открытых в Уре, что говорит и о развитом культе мертвых, связанном с обычаем человеческих жертвоприношений, имевших массовый характер.
В Ассирии и Вавилонии (11-1 тыс. до н. э.) большие успехи были достигуты в сооружении дворцовых и парковых комплексов. В столице Ассирии Ниневии был возведен дворец Ашшурбанипала. "Вавилон" в переводе с древнего языка означал "врата бога". Эти "врата" были необыкновенно украшены. Особенно известен дворец вавилонского царя Навуходоносора, частью которого были знаменитые "висячие сады" Семирамиды.
Большую ценность для истории культуры Древнего Двуречья имеют памятники глиптики, т.е. резные камни - печати и амулеты. Излюбленными сюжетами на них являются мифологические, связанные с эпосом о Гильгамеше - герое непобедимой силы и непревзойденной смелости. Как и в монументальных рельефах, художники строго придерживались установленных канонов, схематично передавая фигуры людей и животных и стремясь заполнить изображением всю поверхность. Литература Двуречья была представлена эпосом, лирикой, гимнами в честь богов. Развивалась наука. Наибольшие успехи были достигнуты в математике и астрономии.
Культура Древнего Египта
Ирригационное земледелие и скотоводство, а вместе с ними хозяйственная и этническая стабильность явились важнейшим условием многовекового вызревания прочной культурной традиции в Древнем Египте: в материальной сфере - изготовление медных орудий, совершенствование системы ирригационного земледелия, развитие скотоводства, ремесла, обмена; в социальной сфере - дифференциация общественных групп, феномен "власть - собственность", появление городского населения; в духовной сфере - развитие представлений о загробном мире, сакрализация власти, появление иероглифического письма, сложение специфических египетских черт искусства.
Кристаллизация египетской культуры происходит в сравнительно небольшой отрезок истории - 3300-3000 гг. до н. э. Это время Раннего царства, возникновения и сложения единого египетского государства. Тогда же возникают и все виды знаков египетского письма, складывается система счета, появляется первый свиток папируса, оформляется строгий канон искусства, начинают возводиться монументальные сооружения - гробницы - и создаются первые статуи официальных лиц. К этому же времени относятся и попытки мумификации. В эпоху Раннего царства формируются характерные черты сакральной египетской власти, где царь, божественный "владыка Обеих Земель", носитель двойной короны Египта, предстает как воплощение бога Хора. Тесная связь художественной культуры с религиозно-мифологическим представлением нашла отражение в мифе о смерти и воскресении бога Осириса, вершителе людских судеб.
Египетская культура значительно возвышается среди родственных ей культур Африки. От первых незамысловатых полунадписей-полурисунков, запечатленных, например, на знаменитой палетке (каменная пластина) "Нармера", где само изображение царя, повергающего жалкого врага, красноречивее всяких слов, до пространных и обстоятельных декретов фараонов; от первых упоминаний имени усопшего до развернутых биографических надписей вельмож и сложных религиозных текстов разных жреческих школ ("Тексты пирамид"), от первых кирпичных гробниц - к величественным каменным сооружениям: пирамидам Джосера, Хеопса; от скромных святилищ богов - к храмовым комплексам, посвященным Солнцу, с открытыми дворами и молельнями, со стройными каменными обелисками - символами восходящего светила; от первых схематических изображений на палетках, стелах и ремесленных изделиях - до многосюжетных высокохудожественных композиций на стенах гробниц, своеобразия египетских статуй-портретов и огромного каменного Сфинкса - таковы лишь фрагменты эволюции египетской культуры. Сфинкс, по выражению Гегеля, стал символом египетского духа: человеческая голова, которая выглядывает из тела животного, изображает дух, который начинает возвышаться над природой, вырываться из нее и уже свободнее смотреть вокруг себя, однако не вполне освобождаясь от оков.
Свою цивилизацию египтяне изначально считали созданной богами. Порядок понимался как правопорядок, справедливость, а боги и цари - как владыки и учредители законов. Боги для древних египтян были и создателями ремесел, искусств, письма и счета. Иероглифическое письмо понималось как "слово бога" Тота - создателя письменности, покровителя литературы и писцов. Роль храмов в духовной жизни эпохи Древнего царства была очень велика. Здесь составлялись религиозно-магические, литературные, медицинские и другие тексты, находились библиотеки, архивы, велись записи по годам правления фараонов.
Времена Среднего царства (XXI-XVIII вв. до н. э.) по праву считаются классическим периодом египетской культуры. Начало Среднего царства ознаменовалось интенсивным храмовым строительством. От эпохи Среднего царства дошли первые математические и медицинские тексты, сохранилась и древнейшая запись обмера страны, списки созвездий на саркофагах, первая энциклопедия.
Дальнейшим значительным этапом развития египетской культуры явилась эпоха Нового царства (XVII-XII вв. до н.э.), когда страна стала мировой державой. В этот период создаются особенно величественные храмы в Фивах, торжественные надписи о фараонах-завоевателях, оды и анналы, гимны богам и прежде всего Амону Победоносному. Исключительным явлением этой эпохи стала религиозная реформа Эхнатона, вводившая монотеистический культ бога солнца Атона. С одной стороны, "солнцепоклонничество" Эхнатона продолжало традиционную линию в египетской религии, а с другой стороны, отрицание прежних представлений о загробном преображении придавало этой реформе богоборческую окраску. Период реформы был кратким, но очень ярким этапом древнеегипетской культуры. Впитав характерные сюжеты, композиции и стилистические приемы египетского искусства, "реформация" упрочила их, создала галерею скульптурных шедевров - портретов Эхнатона и Нефертити, изящных рельефов, многоцветных росписей. Впервые появляются и светские образы царя и царицы, изображенных в бытовой обстановке.
В послереформаторский период проявляются черты монотеизма. Тогда же возникает и 125 -я глава "Книги мертвых" с ее идеей нравственного загробного суда и создаются ритуально-магические композиции ("Книга врат", "Книга дня", "Книга ночи"). Усиливается и гигантомания в храмовом строительстве (статуи Рамсеса II, гигантские храмы в Карнаке). В VI в. до н. э. Египет был завоеван персами. Однако долгое время культура его будет сохраняться в культуре коптов.
Культура Древнего Китая
История китайской цивилизации восходит к рубежу III-II тыс. до н.э., концом ее древнего периода считается крушение империи Хань (220 г. н.э.). Условия для возникновения цивилизации здесь оказались менее благоприятны, чем в Месопотамии и Египте. До второй половины I тыс. до н.э. Древний Китай развивался, по сути, в отрыве от других цивилизаций. В VIII в. до н. э. в Китае существовало множество государств. Единством культурной традиции выделялись царства среднего течения Хуанхэ и Великой Китайской равнины. Здесь сформировался этнокультурный и политический комплекс средних царств (чжунго) и возникло представление о других как о "варварах четырех стран света". Идея культурного приоритета чжунгожепь (людей средних царств) становится важным компонентом самосознания древних китайцев.
С середины I тыс. до н. э. наступает эпоха глубоких изменений древнекитайского общества. Освоение железа, расширение площадей орошаемого земледелия за счет сооружения уникальных гидротехнических комплексов способствовали процветанию страны. В период Чжаньго появились города с полумиллионным населением, монетной формой денег, частными предприятиями, рыночными отношениями. В IV в. до н.э. после реформ Китай стал превращаться в административно-командную империю восточного типа цивилизации. Развивается и наука, прежде всего астрономия. Развитию письменности способствовал переход от письма на бамбуковых дощечках к письму на шелке. Распространение иероглифической письменности сближало культуры разных китайских царств. Эпоха Чжаньго стала эпохой "соперничества ста школ", когда складывались основные направления философской мысли Древнего Китая, хотя на уровне массового сознания продолжало господствовать народно-мифологическое мышление, поклонение силам природы, поэтизация бунтарства народных героев, восстававших во имя блага людей даже против Небесного Владыки.
Возникли конфуцианство, даосизм. Государственный культ Конфуция с официальным ритуалом жертвоприношений, учрежденным в стране в 59 г. н. э., просуществовал в Китае до 1928 г. Конфуцианство стало государственным учением, интерпретировавшим традиционные нормы поведения в китайской общине. Оно восприняло традиционные древние верования в сверхъестественную силу Неба как верховного божества, развивало учение о сознательной Воле Неба и о священном характере власти земного правителя как Сына Неба. По конфуцианскому учению общественная структура неизменна. Небо предопределяет деление людей на управляющих (благородных) и управляемых ("презренный люд"), которому предназначено "кормить и обслуживать" правящую благородную элиту. Кредо Конфуция: "Правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын сыном". Его последователь Мэн-цзы повторял: "Как на небе не может быть двух солнц, так и у народа не может быть двух правителей".
В Китае был популярен даосизм, социальным идеалом которого был возврат к "естественному" , первобытному состоянию и внутриобщинному равенству. Даосцы порицали социальный гнет, осуждали войны, выступали против богатства и роскоши знати, бичевали жестокость правителей. Основатель даосизма Лао-цзы выдвинул теорию "недеяния", призывая массы к пассивности, следованию "дао" - естественному ходу вещей.
История Китая, особенно в эпоху Цинь, полна кровавых внутренних войн, подавления инакомыслия. Одновременно укреплялось государство. Ханьский период (II-I вв. до н. э.) был кульминацией культурных достижений Древнего Китая. На основе вековых астрономических наблюдений был усовершенствован лунно-солнечный календарь. Достижением мирового значения явилось изобретение компаса, сейсмографа, небесного глобуса с описанием 2500 звезд. Математики знали десятичные дроби, изобрели отрицательные числа, уточнили значение "пи". В китайский медицинский каталог I в. включены 35 трактатов по разным болезням. Были разработаны методы пульсовой диагностики и лечения эпидемиологических заболеваний. Конец эпохи древности отмечен изобретением механических двигателей, использующих силу падающей воды, водоподъемного насоса, усовершенствованием плуга. Тогда же возникло знаменитое китайское лаковое искусство. Великим вкладом Древнего Китая в мировую культуру явилось изобретение бумаги из древесного волокна. Изобретение бумаги и туши связано с возникновением печатной книги. Появились крупные произведения художественной прозы, прежде всего исторической. Сложились и основные особенности традиционной китайской архитектуры. Сенсацией стало открытие циньской монументальной скульптуры, и судя по фрагментам фресок из ханьских погребений, в этот период появляются зачатки портретной живописи.
Чжаньго-Цинь-Ханьская эпоха для последующего культурного развития Китая и всей Восточной Азии в принципе имела то же значение, что и греко-римская для Европы.
Культура Древней Индии
Одной из самых самобытных культур Древнего Востока была индийская. Древняя Индия, как свидетельствуют данные современной науки, стояла в одном ряду с древнейшими очагами культур Востока. Большую роль в духовной жизни Индии играла религия индуизма. Памятники того периода - "Веды" - содержат большой материал по мифологии, религии и ритуалу. Ведийские гимны считаются священными текстами и изустно передавались из поколения в поколение. Одной из характерных черт ведийской религии являлся политеизм - поклонение многим божествам. Для ведизма характерен синкретизм в описании богов, верховного божества не было. Индиец того времени обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы, реки. Позднее оформилось и представление о переселении душ. В ведийских гимнах прослеживается поиск решения загадок мироздания, выражается мысль о смертности даже богов. Многие черты ведизма вошли в индуизм, где на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в пантеоне богов. Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну, Шивы. Так сложилось триединство этих главных божеств как проявление единого высшего божества. Брахма считался создателем и управителем мира, социальных законов, деления на варны, он же каратель грешников и неверных. Особую роль играли Вишну, бог-охранитель, и Шива, бог-разрушитель. Героические подвиги Вишну в образе Рамы описаны в эпосе "Рамаяна". Религиозные концепции индуизма оказывали большое влияние на культуру народа. Так, от верующих требовалось строго выполнять дол г, начертанный богом. Центральная идея религиозно-философского трактата Бхагаватгиты - описание путей к нравственному очищению человека , где главным является любовь к богу.
Значительно позднее (сер. I тыс. до н. э.) в Индии складывается буддизм. Как и всякая религия, буддизм содержал в основе доктрины идею о спасении. К этому должен стремиться каждый верующий, строго следуя благородным заповедям: жизнь - это страдание, которое возникает вследствие желания, стремления к земным радостям; поэтому следует отказаться от желаний и следовать "восьмеричному пути" - праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мыслей, праведной памяти, праведному образу жизни, праведному самоуглублению. Этическая сторона - важнейшая в буддизме. Следуя праведному пути, человек, согласно учению Будды, должен полагаться на самого себя, а не искать помощи и защиты извне. Буддизм не признавал существование бога творца, бога-созидателя.
В Древней Индии высокого развития достигла литература. Она очень многообразна по жанрам, языково-культурным традициям, поражает глубиной и оригинальностью содержания, исключительной поэтичностью. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна". Религиозная архитектура представлена пещерными храмами и ступами - каменными сооружениями, в которых, согласно традиции, хранились реликвии Будды. В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры и иконографии. Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. Древние индийцы знали секреты стойкости красок, укрепления грунта, поэтому фрески прекрасно сохранились до наших дней. Впечатляющими были успехи индийцев в математике, астрономии, медицине. Их открытия восприняты культурой народов всего мира. Выдающимся достижением древнеиндийской науки было создание десятичной системы счисления (с применением нуля). Высокого развития достигла алгебра, широко использованная позднее арабскими учеными. Такие математические термины, как "цифра", "синус", "корень", имеют индийское происхождение. До настоящего времени Индии знакома наука о долголетии (аюрведа), древнеиндийские врачи изучали свойства трав, климата, значение личной гигиены, диеты. Высокого уровня достигла наука о языке, что связано с представлением о божественном характере речи. Ученые находят сходство между древнеиндийской и современной лингвистикой.