Тирания на острове Самос
В Античной Греции переход от родовой общины к полисной сопровождался обострением конфликтов между знатью и простонародьем, что благоприятствовало возникновению личной царской власти выборных или самозваных правителей, именовавшихся тиранами.
Периандр в Коринфе, Поликрат на о.Самос, Фрасимах в Милеете, Писистрат в Афинах – это лишь некоторые из тиранов.
Широкое распространение правителей-тиранов, оставивших о себе неоднозначную память, приходится на 650-500 годы до н.э., составившие «век тиранов».
Само слово «тиран» не греческое и означало на ранних этапах не правителя, а господина с точки зрения людей, закабаленных им или находящихся под угрозой закабаления. Однако в дальнейшем у некоторых политических философов граница между царем (монархом) и тираном становится размытой, если тиран ведет себя скорее по-царски, чем тиранически. Все зависит, таким образом, от степени незаконности тирании и отношения к ней граждан.
«В какой-то степени тирания предоставляет даже больше возможностей реализации настоящего властвования, чем ограниченное традициями и законами царствование» .
Несомненно, во всем многообразии явлений, составляющих существо кризиса полисной системы в Античной Греции, особый интерес представляет то, что всегда было проблемой проблем человеческого общежития, - отношение личности к однажды установившемуся общественному порядку.
В Греции это отношение определялось стремительным развитие индивидуализма, что в крайнем своем политическом выражении обернулось возрождением самого одиозного из авторитарных режимов – тирании.
Большинство авторов под тиранией обычно понимают авторитарный режим ярко выраженного насильственного типа; в ней видят политическое воплощение крайнего индивидуализма, кульминацию эгоистического, антиобщественного начала.
С государственно-правовой точки зрения тиранию рассматривают как форму негативную по преимуществу, как своего рода анархию, предполагающую отрицание традиционного порядка и закона, но не ради общей свободы, а для подчинения всех воле одного.
Что касается историографии тирании, то, следует отметить ее небольшое количество, особенно в отечественной истории.
В целом о тирании в Античной Греции сохранились труды Ксенофонта. Коррективом и дополнением при этом может служить вся масса классической литературы – сочинения поэтов (Эврипида, Аристофана), речи ораторов (Исократа, Демосфена, Эсхина), труды философов (Платона, Аристотеля), а также – не очень многочисленные – эпиграфические, нумизматические и археологические материалы.
Что касается более поздней зарубежной историографии, то периоду тирании был посвящен труд Германа-Готтлоба Пласса, а на рубеже XIX-XX веков литература о тирании пополнилась главным образом соответствующими экскурсами в общих трудах по истории Древней Греции (прежде всего у Эдуарда Мейера и Карла-Юлиуса Белоха) и Сицилии (у Адольфа Гольма и Эдуарда Фримена).
В современности внимание исследователей античности оказалось обращенным прежде всего к социально-экономическим и идеологическим проблемам. Лишь после Второй мировой войны вновь стали появляться работы, трактующие тему греческой тирании в широком плане. Можно указать на статью Томаса Леншау в «Реальной энциклопедии» Паули, на книги Г.И.Дизнера, Г.Берве, В.Бауэра.
Из отечественных авторов Древней Греции и тирании посвятили свои труды С.С.Соловьева, Ю.Н.Тиханович, А.В.Козленко, Э.Д.Фролов, А.В.Постернак.
Тирания и ее проявления в Древней Греции
Впервые понятия «тиран» и «тирания» встречаются у поэта Архилоха. При этом, древние греки связывали с ними не такое, как современное, понятие: сегодня тиранией называется жестокое правление, а тираном – жестокий, хотя и законный, государь; греки же обозначали этими словами незаконность происхождения власти и тиранами называли тех лиц, которые присвоили власть незаконно, даже если это были гуманные правители.
Впрочем, как считал Аристотель, характерной чертой тирана было стремление не к общей пользе, а к своей личной выгоде, или превышение власти, даже и законной.
Таким образом, в древнем понимании тирания – это та же узурпация, а тираны – узурпаторы, и греческую тиранию скорее всего можно сопоставить с цесаризмом в Риме.
В Древней Греции тирания существовала примерно в VII – начале VI веков, когда в государстве, с одной стороны, начали развиваться промышленность и торговля, входили в употребление и приобретали большое значение деньги, росла новая сила – демос, народ, а, с другой, усиливались произвол и злоупотребления правящей аристократии, экономической гнет и задолженность массы, особенно бедственная вследствие сурового долгового права, обрекавшего на рабство.
На почве недовольства демоса, страдавшего от политического бесправия, отсутствия писанных законов, экономического кризиса, и возникла тирания.
Тирания стала своего рода демократической диктатурой, в которой нуждался недостаточно еще окрепший демос. Тираны выходили иногда из рядов высших правительственных лиц, пританов (например, Фрасибул в Милете) или архонтов, старавшихся насильно продлить или усилить свою власть (например, Дамасий в Афинах); но чаще всего это были аристократы по происхождению, из расчета, честолюбия или из-за личной обиды разрывавшие связь со своим сословием, становившиеся во главе демоса и с помощью его захватывавшие власть в свои руки (Писистрат в Афинах).
Тираны существующие формы государственного строя и законы в основном не изменяли, довольствуясь фактической властью и предоставляя своим родственникам и приверженцам высшие должности. Впрочем, иногда они передавали власть и демократическим началам (например, Клисфен Сикионский).
В целях безопасности и прочности собственной власти тираны принимали меры против излишнего скопления населения в городе и старались отвлечь его внимание от государственных дел.
Основной опорой тиранов служила, прежде всего, военная сила – отряд телохранителей, укрепленный дворец и т.п., для чего, как и для осуществления своей внешней и внутренней политической системы, тираны должны были обладать большими денежными средствами и вводить налоги. К примеру, Писистрат владел рудниками в местности около р.Стримона, богатой лесом и драгоценными металлами, и взимал с жителей Аттики поземельную подать в размере 1/10 или 1/20.
Нередко тираны вступали в союз друг с другом (Писистрат и Лигдамид Наксосский), и в тесные связи с Востоком (Поликрат), развивали широкую внешнюю политику, старались распространить свое политическое и торговое влияние.
Тираны заботились о развитии морского могущества и об основании колоний (Кипсел и Периандр Коринфские). Они строили нравственную опору для своей власти, в частности, в дружественных связях с Олимпией и в особенности с дельфийским оракулом. Тираны также вводили новые культы, покровительствовали культу Диониса, бога преимущественно простого, сельского класса, устанавливали новые церемонии и празднества (Писистрат и Великие Панафинеи).
Тираны вступали в союз с умственными силами века, являлись в роли меценатов, привлекали к своему двору поэтов и властителей общественного мнения, а также художников.
В периоды тирании в широких размахах осуществлялась строительная деятельность, которая не только способствовала укреплению и украшению резиденций тиранов, но и служила общей пользе, в частности, строились водопроводы и дороги. Строительство давало заработок массе рабочих и ремесленников.
Поскольку основной опорой тиранам служил демос, то, разумеется, представителям тирании наиболее выгодно было заботиться об интересах именно демоса – о правосудии, о поднятии экономического благосостояния массы. Некоторые из тиранов особенно покровительствовали земледельцам, оказывая им всяческое содействие и помощь.
Память о богатстве и могуществе тиранов долго хранилась греками; о них ходили различные рассказы, своего рода новеллы, образцы которых имеются, например, у Геродота – рассказ о свадьбе Агаристы, дочери сикионского тирана Клисфена.
Тирания, несомненно, нанесла сильный удар аристократии и много способствовала возвышению демоса. Она послужила переходным этапом к демократии, или, по крайней мере, к более умеренной аристократии.
Многие тираны были выдающимися личностями, обладавшими мужеством и глубоким умом.
В то же время тирания имела немало и темных сторон. Если тираны – основатели династий, опирались на силу демоса, то их последователи, будучи еще более подозрительными, свою опору видели уже в наемной страже, и слишком часто забывали об интересах демоса.
К концу VI века в большей части Греции тирания исчезает, уступая место или демократии или умеренной аристократии.
Поликрат – тиран острова Самос
Поликрат был тираном острова Самос до 523 года до н.э. Он захватил власть в 538 году при помощи наемного войска, воспользовавшись праздником в честь Геры.
Вначале Поликрат правил совместно со своими братьями Пантагнотом и Сидозонтом, однако вскоре первого убил, а второго изгнал, и стал единовластным тираном острова.
Геродот пишет: «Пока Камбис был занят войной в Египте, лакедемоняне выступили в поход на Самос против Поликрата, сына Эака, который стал владыкой острова, подняв народное восстание. Сначала Поликрат разделил город на три части и правил вместе с братьями Пантагнотом и Силосонтом. Затем одного из братьев он убил, а младшего – Силосонта изгнал. С тех пор Поликрат стал владыкой всего Самоса» .
Среди противников режима Поликрата были, прежде всего, гаморы и другие состоятельные люди. Многие из них добровольно покинули остров, не желая мириться с тиранией. В основном они направлялись в Южную Италию. Туда же уехал знаменитый математик и философ Пифагор.
Малообеспеченные слои населения Самоса в большинстве своем приветствовали падение гаморов. У них появилась возможность неплохо заработать на флотской службе или строительстве, развернутом тираном в огромных масштабах.
Храм Геры, построенный архитектором Рэком, с замечательными картинами художника Мандрокла, считался одним из чудес света. Дворец Поликрата также отличался неслыханной роскошью. Архитектор Евпалин из Мегары построил первый в мировой истории туннель в 350 м длины, сохранившийся до нашего времени.
Флот, который достался Поликрату после государственного переворота, насчитывал до ста 50-весельных судов и около сорока триер.
Свои основные силы Поликрат бросал на увеличение численности войска и в особенности флота, с помощью которого ему удалось возвысить Самос до степени первой морской державы на Эгейском море.
По его приказу был сконструирован новый тип судна, так называемая самена, которая могла использоваться в открытом море как парусник.
Гавань Самоса была защищена и расширена гигантским молом. Самосцы всегда занимались морским разбоем, но Поликрат делал это с таким размахом и достиг такого могущества на море, каким, по словам Геродота, кроме Миноса и других царей глубокой древности, никто не обладал.
Он нападал на все острова и побережье на большом удалении, причем, как передают, цинично заявлял, что пострадавшие друзья будут ему еще более благодарны за возврат награбленного, чем если бы их вообще не грабили. Кроме того, тиран подчинил себе множество городов на островах и побережье Малой Азии, надеясь установить свое господство на всем Эгейском море.
Со слов Геродота: «Ведь во всех походах ему неизменно сопутствовало счастье. У него был флот в 100 50-весельных кораблей и войско из 1000 стрелков. И с этой военной силой Поликрат разорял без разбора земли друзей и врагов. Ведь лучше, говорил он, заслужить благодарность друга, возвратив ему захваченные земли, чем вообще ничего не отнимать у него. Так-то Поликрату удалось захватить много островов и много городов на материке» .
Соседние острова и даже некоторые города, лежавшие на берегу Малой Азии, признали власть Поликрата, которого сравнивали по могуществу с сиракузскими тиранами.
Благодаря союзу с тираном Эгейское море было открыто для афинских, наксосских и египетских кораблей. Его союзником некоторое время также был царь египетский Амазис.
По Геродоту: «Он заключил договор о дружбе с Амасисом, царем Египта, послал ему дары и получил ответные подарки. Вскоре за тем могущество Поликрата возросло и слава о нем разнеслась по Ионии и по всей Элладе» .
С Амазисом Поликрат испортил отношения, когда персидский царь Камбиз пошел войной на Египет, а Поликрат предложил Камбизу свой флот в безграничное пользование. Примечательно, что самосцы, отправленные с флотом, подняли бунт и, вернувшись на Самос, осадили Поликрата в его дворце. Не будучи в состоянии собственными силами справиться с тираном, они пригласили на помощь спартанцев и коринфян, которые завидовали морскому преобладанию Самоса; но и на этот раз Поликрат одолел своих врагов.
Возрастающее могущество Поликрат стало беспокоить персов. Желая отделаться хитростью от опасного соседа, сатрап Магнезии Оройт заманил к себе Поликрата под предлогом дележа сокровищ и приказал распять его.
Вот как писал об этом Геродот:
«Так вот, Поликрат, несмотря на все предостережения, отплыл к Орету с большой свитой приближенных. Среди них был и Демокед, сын Каллифонта из Кротона, врач, превосходивший искусством всех своих современников. По прибытии же в Магнесию Поликрат погиб позорной смертью, совершенно недостойной ни его деяний, ни [великих] замыслов. Ведь, кроме сиракузских тиранов, ни один эллинский властитель не может сравниться могуществом и пышностью с Поликратом. После того как Орет умертвил Поликрата таким способом, о котором я не хочу даже рассказывать, он велел распять тело [несчастного]. Самосцев из свиты Поликрата сатрап отпустил, советуя еще поблагодарить за освобождение, а иноземцев и рабов оставил как пленников в рабстве. Сновидение же дочери Поликрата сбылось, когда он был распят: действительно, его омывал Зевс, именно когда шел дождь, и Гелиос умащал, когда от зноя тело его увлажнялось. Таков был конец великого счастливца Поликрата. Амасис, египетский царь, предрек ему [печальную кончину].» .
Поликрат был типичным тираном VI века, сумевшим завоевать себе власть и высокое политическое положение отчасти насилием и произволом, отчасти умной политикой.
Совмещая в себе качества жестокого деспота и предприимчивого пирата, Поликрат в то же время был покровителем торговли и промышленности и всячески способствовал духовному развитию страны.
Поликрат занимался чеканкой монет. Как и прочие тираны, он редко ставил на них свое имя, зато на монетах чеканилось изображение введенного им типа судов «самена», поэтому все самосские монеты стали называться «самена».
Ценя науку и искусство, он собирал рукописи и произведения искусства и возводил роскошные постройки; особенною красотой отличался его дворец, о восстановлении которого мечтал Калигула.
Поликрат сделал Самос на время умственным центром Греции; при дворе его жили врач Демокед; поэты Ивик Регийский и Анакреонт Теосский.
Блестящая судьба Поликрата, как замечательного счастливца, была отмечена в древнем сказании о его перстне (баллада Шиллера «Поликратов перстень»).
Последствия правления Поликрата на о.Самосе
К концу VI века до н.э. остров Самос достиг блестящего расцвета, что можно заключить по дошедшим до нас остаткам керамики, живописи и скульптуры.
При раскопках самосская керамика обнаруживается в различных частях Греции, за исключением района Черного моря и Халкидик, где самосцев не побывали по причине отчаянного сопротивления милетян и коринфян.
Следы самосской культуры сегодня имеются на Родосе, Кипре, в Египте, Сицилии, Италии и Карфагене, что служит свидетельством широких торговых связей и сильного флота острова.
Тиран Поликрат, захвативший власть в 537 году до нашей эры, при содействии афинского тирана Писистрата и наксосского тирана Лигдамида, за сравнительно короткий срок – около 14 лет, значительно усилил самосский флот, увеличил объемы строительства, ремесленничества и торговли.
В период правления Поликрата остров Самос был одним из красивейших, многолюдных и богатейших городов Эллады.
Основными характеристиками периода правления Поликрата стали политическое объединение острова, ликвидация старых родовых фил и замена их территориальными округами, создание большого военного флота, строительство крепостных стен вокруг города Самоса, сооружение удобной гавани и проведение водопровода.
«Между прочим, он (Поликрат) одержал победу над лесбосцами в морской битве, когда они со всем своим флотом пришли на помощь Милету. Тиран заставил пленников в оковах выкопать ров вокруг стен на Самосее» .
Благодаря Поликрату остров Самос на определенное время занимал весомое положение в античном греческом обществе.
В VII–VI веках до н.э. основной формой государственного правления в Античной Греции была тирания.
Современное и историческое понятие тирании существенно различается. В исследуемый период в Греции под тиранией понималось правление человека, силой захватившего власть и осуществлявшего ее вне законных политических институтов.
Тирания была достаточно распространенным явлением архаического греческого мира, однако она в неодинаковой степени затронула основные его регионы.
Большинство тиранических режимов возникло в наиболее экономически развитых государствах, где росло влияние городского демоса, прежде всего в Коринфе, Афинах, острове Самосе.
Примечательно, что, придя к власти с помощью вооруженной силы и опираясь на поддержку демоса, тираны проводили важные преобразования по улучшению положения ремесленников, крестьян, беднейших городских и сельских слоев, способствовали развитию ремесла, торговли и процесса колонизации.
Но практически всегда реформы были направлены против родовой аристократии и способствовали закреплению элементов классового общества и государства.
Порожденная особенностями перехода от родового строя к классовому, опиравшаяся главным образом на военную силу, тирания не была прочным режимом и к середине V века до н.э. исторически изжила себя, уступив место полисной республике.
Особого внимания в истории Античной Греции, несомненно, заслуживает тирания правителя острова Самос Поликрата.
Тиран Поликрат правил на острове Самос около 15 лет. Он произвел политическое объединение острова, уничтожил родовое деление на филы и заменил его территориальным, поскольку административное деление насильственно разрушало родовые связи.
Поликратом был создан большой военный флот и проведены крупные строительные работы: возведены стены, оборонительные сооружения, устроена удобная гавань, проведен водопровод.
Поликрат не удовольствовался властью на Самосе и попытался распространить свою власть на близлежащие острова с целью захвата выгодных торговых путей.
Удачливость и режим правления Поликрата не понравились персам, которые обманом заманили Поликрата в ловушку и распяли.
После правления Поликрата на Самосе тирания не возникала.
Автор: Осокина И.