В объективе - наш современник
В искусстве вечно современным остается только то, что современно своей эпохе. Темы и сюжеты подлинного искусства подсказывает сама действительность. Советское фотоискусство живет идеями своего времени — идеями прогресса, мира, гуманизма.
Творчество советских фотомастеров питает вера в трудовую энергию человека, в его разум и волю, способные обуздать силы войны и мрака. Наш современник — человек тонкого и сложного духовного склада. Справедливо замечено, что если мы видим на журнальных страницах десять блеклых, невыразительных лиц, то можно быть уверенным, что это не десять неинтересных людей, а десять плохих фотографий. Чтобы увидеть богатство и красоту внутреннего мира человека, чтобы раскрыть в обыкновенных людях черты героев, необходимо самому проникнуться высокой идейностью, гражданским самосознанием. Не техническая сноровка, а убежденность создает поэтическую правду образа.
Фотографировать можно с гневным обличением и с искренним доброжелательством. Советский фотохудожник — гуманист по духу творчества. Сердечным вниманием к человеку он стремится глубже распознать его душу, передать правду его чувств. Наш гуманизм — гуманизм активной борьбы за мир и счастье всего человечества.
Перед вами работа белорусского фотомастера М. Ананьина — «Это не должно повториться».
М. Ананьин. Это не должно повториться
Снимок сделан летом 1961 года, когда в Брест съехались более ста бывших защитников крепости на торжественную церемонию, посвященную двадцатилетию героической обороны Брестской крепости. Волнующий драматическим напряжением жанровый сюжет — незабываемый документ времени. Снимок хорошо понятен каждому, испытавшему ужасы минувшей войны. Его автор — сам участник кровавой схватки с фашизмом: в годы Великой Отечественной войны он был парторгом партизанского отряда. Эта фотография экспонировалась на фотовыставке «Семилетка в действии. 1962». М. Ананьин удостоен за нее диплома первой степени.
Характер современника раскрывается в быту и на производстве — в преодолении трудностей. Жанровые сюжеты показывают не только внешний облик человека, но и его поступки, чувства — показывают людей в действии, общении, в атмосфере трудовой жизни.
Жизнь подсказывает самые неожиданные темы. Даже незначительная и на первый взгляд случайная ситуация может заключать в себе большой смысл.
Студентка сдает экзамен... Казалось, что здесь можно сказать нового? И все же острая наблюдательность помогла фотографу подметить сценку чрезвычайно емкого содержания. Автор с добродушной улыбкой рисует ученых мужей, настойчиво выискивающих пробелы в знаниях экзаменуемой. Но девушка спокойна — она уверена в себе. В ее позе и вежливо-внимательном взгляде чувствуется, что и последний «каверзный» вопрос не застанет ее врасплох.
В. Шитов. - Еще вопрос
Симпатии автора явно обращены к этой миловидной девушке на каблуках-«гвоздиках». Эмоциональная окраска сюжета, несомненная современность, ясное композиционное построение дали основание отметить работу Шитова первой премией на Втором международном конкурсе «За социалистическое фотоискусство» (1963).
Творчество современных советских фотомастеров постоянно в центре внимания зарубежных зрителей. В декабре 1963 года в Гааге (Голландия) происходила очередная международная выставка «Прессфото-63». Из 54 стран мира было прислано и демонстрировалось 2157 работ.
Среди огромного потока снимков всеобщий интерес вызвал жанровый портрет «Невеста». Жюри тайным голосованием единодушно присудило автору этой работы вторую премию. Им оказалась Майя Окушко (СССР). Она первая женщина-фотокорреспондент, столь высоко отмеченная за все годы существования этой международной выставки.
Майя Окушко. Невеста
Высшие награды советских фотохудожников на зарубежных выставках — не редкость. Можно назвать работу фотолюбителя В. Калмыкова «В музее». На недавней выставке «Изображение человека в фотоискусстве» (Будапешт) он получил за нее золотую медаль.
Наши фотопублицисты стремятся выбирать из всего многообразия явлений и фактов самое значительное, интересное. Их профессиональной мобильности мы обязаны созданием произведений, актуальных по теме и отражающих сложные процессы жизни.
Советского фотохудожника волнуют и слезы от радости победы, и счастливая улыбка матери, и трепет нежности, и боль неразделенной любви. Выбирая объект съемки, он волен взять так же трагическую тему, показать человека, переживающего тяжкое горе.
Вот, к примеру, «Портрет матери композитора Эмиля Дарзиня» — работа рижанина В. Ридзиниекса. Фотомастер запечатлел старую женщину в самые трудные минуты ее жизни — она потеряла горячо любимого сына. В материнском страдании нет крика отчаяния или гневной скорби. В нем больше молчаливой подавленности. Но разве от этого оно стало менее трагичным?
В. Ридзиниекс. Мать композитора Эмиля Дарзиня
Автор по-своему распорядился изобразительными средствами. И тональность снимка и мягкая, чуть расплывающаяся моделировка лица направлены на раскрытие темы. Наше внимание невольно останавливают потухшие глаза, скорбные морщины лба и старческая, дрожащая рука с платком, беспомощно прижатым ко рту. Психологическое состояние передано с такой экспрессией, что портретное изображение конкретного человека обращается в символический образ человеческого страдания.
Не часто встречаются репортажные снимки, такой глубины содержания. Сюжет не нов — он перекликается с известной картиной Крамского «Неутешное горе», но подлинность события и найденная мера обобщения обратили фотокадр в художественное произведение.
Обращаясь к бытовым сюжетам мирной жизни, наши фотомастера нередко берутся за классическую тему искусства — материнство.
Портретная фотография передает черты реально существующего человека, но его облик может стать образным воплощением идеи материнства.
Одна из таких попыток — работа фотолюбителя А. Виханского «Мать» (снимок экспонировался на многих отечественных и зарубежных фотовыставках). Изобразительная трактовка сюжета спорна — слишком заметно откровенное подражание композициям живописных полотен прошлого. И все же нельзя не приветствовать намерение автора изобразить средствами фотоискусства гордое чувство счастливой матери. Материнство — классический сюжет мирового искусства. Но здесь эта тема воплощена в образе, наполненном глубоко современным содержанием. В нем подчеркнута идея гуманизма, идея материнского достоинства, радости и счастья мирной человеческой жизни. Обратите внимание на взгляд, обращенный прямо к зрителю, передающий ощущение того радостного торжества, которое дано изведать только матери; сколько нежности и гордости выражает ее простое лицо! Тонкие пальцы заботливо обхватили и прижали к груди ребенка — самое дорогое ей существо...
Время уточнило критерий эстетических оценок портретного изображения. Мерилом его художественности становится сочетание психологической глубины образа с высоким качеством технического исполнения. Примеры такого сочетания мы чаще встречаем у тех фотомастеров, которые работают исключительно в жанре портрета.
Один из них, Григорий Вайль,— автор многих портретов наших выдающихся современников: ученых, военачальников, новаторов производства. В свое время (1945) широкий общественный резонанс получила его выставка фотопортретов академиков.
Для работ Вайля характерны спокойная точная композиция, затемненный фон, тяготение к академичности. В лучших снимках чувствуется стремление типизировать образ человека (таковы, например, портреты американского коммуниста Чарлза Уилстона, кораблестроителя А. Крылова, писателя К. Федина).
Показателен в этом отношении портрет президента Академии наук СССР В. М. Келдыша, выдержанный в строгой чернопепельной гамме. Мягкий боковой свет объемно рисует фигуру ученого, непринужденно сидящего в кресле. Как и другие работы, эта решена в добрых традициях студийной съемки.
Г. Вайль. М. В. Келдыш
Интересным мастером проявляет себя киевлянин Л. Левит. Его фотографию известного пианиста и педагога Генриха Нейгауза можно отнести к образцам современного портрета. В снимке нет ничего бьющего на эффект — он выполнен скромными техническими приемами. Освещение и композиция крупнопланового кадра использованы ровно настолько, чтобы сосредоточить внимание зрителя на главном — на выражении лица. В проникновенном прямом взгляде портретируемого мы чувствуем глубокий интеллект, огромную духовную силу.
Л. Левит. Генрих Нейгауз
Наблюдательный автор создал одухотворенный образ выдающегося советского музыканта. И приятно отметить, что он совпадает с нашими сложившимися представлениями об этом талантливом человеке, всю жизнь дарившем людям радость своего искусства.
Портретное изображение занимает все более почетное место на выставочных стендах. В том убеждают выставки последних лет («Моя Москва», «Интерпрессфото-66», юбилейная выставка «50 лет Октябрьской революции» и другие).
Наши фотомастера все пристальнее вникают в смысл формирующихся отношений людей социалистического общества. Советский человек предстает в их работах и как общественный деятель и как личность.Таков, например, портрет председателя колхоза работы эстонского мастера В. Салмре. В образе нового человека современного села зримо ощущаешь, как стираются грани между людьми физического и умственного труда.
О том же говорит оригинальный по композиции портрет художника — костореза Вуквутагина (из фотосерии Дм. Бальтерманца «Встреча с Чукоткой»). Снимок не просто отражает национальные черты характера северянина. Он как бы аккумулирует в себе и народную мудрость и широту творческой натуры.
За автором всегда остается право выбора модели. Естественно его желание восхищаться и красотой лица, и гармонией форм, и выразительностью движения. Важно только не впасть в ложную идеализацию, не поддаться навязчивой красивости.
Успешно работает в этом плане талантливый портретист В. Малышев, одновременно выступающий с черно-белыми и цветными снимками. Его «Композитор Родион Щедрин» — наглядный пример умелого сочетания острой психологической характеристики и высокого технического исполнения. Это и есть та степень мастерства, когда форма не ощущается как прием. Все изобразительные средства — освещение, тональность, композиция — здесь мобилизованы на то, чтобы показать характерный облик. В прямом, проникновенном взгляде композитора чувствуется огромная духовная сила. Портрет крупноплановый, но в кадр смело введены руки, охватившие лицо. Этот индивидуальный жест еще больше усиливает выразительность образа.
В. Малышев. Родион Щедрин
Мы говорили до сих пор преимущественно об авторах, чьи лучшие работы претендуют стать классикой отечественной портретной фотографии. Но каждый новый день приносит и новые имена талантливых фотомастеров.
Известно немало произведений, которые с полным основанием следует считать образцовыми по истолкованию образа нашего современника. Разумеется, их всех не упомянешь.
В том и состоит особенность фотоискусства, что оно предстает перед зрителем в неисчислимом множестве сюжетов и самих объектов изображения. Поэтому приходится ограничиваться выборочным примером.
Среди профессионалов последних лет обращает на себя внимание Лев Иванов. Один из ведущих фотокорреспондентов Агентства печати «Новости», он успешно совмещает свои служебные обязанности по оперативной съемке с увлеченной, давней привязанностью к жанру портрета.
Еще на международном фотоконкурсе «Пульс времени» (1970 г.) Лев Викторович был удостоен первой премии за портреты художника Т. Салахова и академика А. Благонравова. Его творческую манеру отличает удивительное разнообразие применяемых методов съемки. Профессия и характер портретируемого — для него решающие условия стилистики портрета. Отсюда широкое использование как репортажа, так и студийной, подготовленной съемки.
Другая особенность — подбор персонажей определенной социальной категории. Здесь сказалась личная биография, определившая вкусовые пристрастия. Лев Иванов, подобно известным русским фотографам XIX века, по образованию художник (окончил Московское художественное училище имени 1905 года).
Это обстоятельство в значительной мере отразилось на его профессиональных интересах. Выступая портретистом, он предпочитает снимать людей творческого труда, причем в первую очередь живописцев, графиков, скульпторов. Не случайно одна из персональных фотовыставок Л. Иванова состоялась в Союзе художников СССР.
Можно без преувеличения сказать, что портретная галерея фотомастера включает всех выдающихся деятелей советского изобразительного искусства послевоенных лет. Достаточно назвать фамилии: А. Фаворский, В. Серов, А. Пластов, М. Аникушин, И. Космин, Н. Томский, Е. Вучетич, Л. Сойфертис, 3. Виленский, А. Кокорин, Д. Дмитриев и многие другие.
Облик каждого из них, раскрытый с предельной выразительностью, показывает характерные, индивидуальные черты личности.
Остается добавить, что самобытное, яркое дарование Льва Иванова давно заслуживает обстоятельной монографии о его творчестве.
Трудно переоценить общественное и культурное значение сокровищ мирового фотоискусства. Только отчаявшиеся дилетанты могут рассуждать о скудости выразительного языка фотографии. Но современная фототехника уже не ограничивает воплощение авторского замысла, не мешает применять самые разнообразные приемы.
Однако мы пока говорили о том, что сделано в искусстве фотопортрета, а для нас не менее важно знать и как это сделано.
Портрет — самый трудоемкий жанр. Он своеобразный показатель мировосприятия, культуры и наблюдательности автора.
Чтобы уйти от банальности, надо преодолеть рутинные навыки съемки. Кто хочет фотографировать творчески, тот должен осознанно воспринимать натуру, еще до съемки умозрительно видеть объект в целом и в деталях. В отличие от натуралиста, реалист устраняет из кадра все случайное, несущественное. Выделение главного, отбор и обобщение способствуют созданию художественно полнокровного произведения. Истинная красота такого фотопортрета — во внутренней правде образа.
Как же раскрыть эту красоту техническими средствами своего искусства?
Рассмотрим проблему в свете общих задач советского искусства.