Возникновение искусства и его социальная роль
Искусство в философской трактовке – это форма (феномен) общественного сознания и духовной деятельности, которая характеризуется воспроизведением действительности с помощью художественных образов.
Худ. В. Яковлев. Спор об искусстве. 1946. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Самые ранние образцы (артефакты) искусства, известные науке, появились 35-40 тыс. лет назад. С этого момента можно говорить о зарождении искусства как такового и включении его в социальную жизнь древнего человека.
Наскальные изображения в пещере Эль-Кастильо, Испания. Возраст рисунков ок. 100 000 лет.
Первобытное искусство представляет собой в основном наскальные рисунки и скульптурные артефакты (фигурки человека и животных вырезанные из кости и дерева). Кроме того, археологами были найдены посуда и утварь указанной эпохи, на которые был нанесен (иногда вырезан) незатейливый орнамент. Украшенные таким образом предметы обихода также являются первыми произведениями искусства.
Изображение лошадей в пещере Шови, Франция. Возраст рисунков ок. 36 000 лет.
Таким образом, можно утверждать, что возникновение искусства произошло в палеолите вместе с возникновением зачатков первобытного общества (социума). Искусство было примитивным, в чем человек стремился закрепить результаты своего трудового опыта, а также стремился к познанию окружающей его действительности, что приводило к развитию сознания и возвышению человека над силами природы. С точки зрения философии процесс зарождения искусства - это важный шаг человечества в познавательной деятельности и формирования социальных связей.
Наскальные рисунки в пещере Альтамира, Испания. Возраст рисунков 11 000 – 18 000 лет
Помимо изобразительного искусства существует еще и литература и фольклор, которые объединены общим термином «словесное искусство». По мнению Е. Мелетинского (Мелетинский Е. М. Возникновение и ранние формы словесного искусства // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994. Т. 1), словесное искусство появилось много позже изобразительных видов искусства, так как его материалом, первоэлементом является слово, речь. Безусловно, все виды искусства могли появиться только после того, как человек овладел членораздельной речью, но для возникновения словесного искусства требовалась высокая степень развития языка в его коммуникативной функции и наличие довольно сложных грамматико-синтаксических форм. Научно установлено, что изобразительное искусство – первая форма искусства, зародившая в первобытном обществе. Классические памятники европейской пещерной живописи — изображения животных в ориньякской, солютрейской и мадленской археологических культурах — относятся к 25-10 тысячелетиям до н. э.
Отпечаток руки на стене в пещере Коске, Франция. Возраст 30 000 лет
В момент своего зарождения искусство было неразрывно связано с трудовой деятельностью людей. Эта связь с материальной составляющей цивилизации и общества сохранялась на протяжении всей истории и существует и по сей день. В ходе трудовой деятельности у людей появлялись и развивались эстетические чувства и потребности, приходило понимание прекрасного в окружающем мире и в искусстве. Отыскать прекрасное в окружающих вещах предметного мира, обобщить, типизировать его, отразить в художественных образах и донести до зрителя, читателя, слушателя, удовлетворяя тем самым его эстетические потребности и воспитывая в нем эстетические чувства, - такова одна из важнейших особенностей и задач искусства.
Иллюстрация З. Буриана, 1970-е гг.
С момента его зарождения искусство опиралось на мифологические представления и имело магический смысл. Люди рисовали, плясали, пели потому, что считали эти действия способствующими успеху в их повседневных делах, в их взаимоотношениях с природными силами, что еще раз подчеркивает связь первобытного искусства с повседневной жизнью.
Иллюстрация З. Буриана, 1970-е гг.
Первобытное искусство было синкретичным. Оно существовало в нераздельном единстве с другими формами материальной и духовной деятельности; в нем сосуществовали мифологический, практический и игровой аспекты; живопись, музыка, слово, танец не разделялись как особые формы искусства; не было в древности и разделения между творцами, исполнителями и зрителями, слушателями, читателями.
Иллюстрация З. Буриана, 1970-е гг.
В философии науки существует множество гипотез о причинах возникновения искусства и той роли, которое оно стало играть в обществе, сначала первобытном, а затем все более совершенном. Источником искусства называется игра, магия, религия, мифология, натуральный макет. Практически все авторы рассматривают этот вид деятельности человека как продукт развития общества, результат выражения эстетических чувств, но не как фактор естественно-исторический, не зависящий от воли и сознания человека и общества. Проблему происхождения искусства сравнивают по сложности с другими фундаментальными проблемами философии — происхождения жизни и происхождения языка.
Худ. Ф. Гойя. Сатурн, пожирающий своего сына. 1819-182. Музей Прадо. Мадрид, Испания. Сатурн – в греческой мифологии Хронос – бог времени.
По мнению М. Закович (Закович М. М. Культурология. Учебное пособие. -К.: Знания, 2007), искусство способно вобрать и передать все возможные ситуации взаимодействия человека и мира, все ситуации взаимоотношений людей, без всякого локального ограничения. Оно архетипично и всеобъемлюще по своей сути. Как материальные, так и духовные стороны общественной жизни воплощаются в искусстве, которое целостно отражает действительность, и, следовательно, в этом отраженном виде сохранить материальную сторону существования индивидов и те человеческие состояния, виды человеческого реагирования на действительность, которые с ними связаны. Таким образом, искусство становится неким универсальным субстратом, доступным и понятным каждому. Благодаря этому индивид оказывается способным воскрешать, а значит, сохранять и передавать опыт, мысли, чувства общины, и в этом заключается основная социальная роль искусства – роль по передаче накопленного опыта.
Худ. И. Айвазовский. Кораблекрушение. 1904. Частная коллекция
Выдающийся русский ученый А. Н. Веселовский, исследовавший в своей «Исторической поэтике» (Веселовский А .Н. Историческая поэтика. -М.: Изд-во ЛКИ, 2014) происхождение словесного искусства, выводит дальнейшие жанры и виды искусства из народного обряда (магического ритуала), который возник с появлением зачатков социума. Согласно Веселовскому, первобытная поэзия выросла из хоровой песни, которая почти всегда сопровождалась танцами и элементами ролевой постановки. В песне словесный элемент естественно объединялся с музыкальным. Таким образом, поэзия возникла как бы в недрах первобытного синкретизма видов искусств, объединенных рамками народного обряда. Роль слова на первых порах была ничтожна и целиком подчинена ритмическим и мимическим началам. Текст импровизировался на случай, пока наконец сам не приобретал традиционный характер.
А. Н. Веселовский
В философии искусства существуют две полярных точки зрения на происхождение искусства. В советский период в науке бытовало мнение о первичности искусства по отношению к религии (магии). Этой позиции придерживались такие исследователи искусства как Д. Угринович, М. Иванов-Борецкий, К. Розеншильд и др. Противоположная точка зрения, приверженцами которой были С. Булгаков, П. Флоренский, Д. Аллеманов, И. Вознесенский, А.Жоливе, У.Шендорф, а также античные философы – Пифагор, Платон и др., утверждает, что происхождение искусства - божий промысел. В настоящее время обе эти точки зрения сосуществуют философии искусства и имеют своих сторонников.
Худ. Рафаэль Санти. Пифагор на фреске "Афинская школа". 1509-1511. Станца делла Сеньятура. Кабинет Папы римского. Ватикан
К сожалению, прикладные науки не могут разрешить многолетний спор философов о происхождении искусства, поскольку период появления первых элементов религии одтверждается данными археологии, которые также говорят и о том, что одновременно появляются и первые памятники художественной культуры и элементы, свидетельствующие о зарождении эстетического отношения к миру – орнамент, употребление краски, татуировка, украшения, предположительно – примитивная мелодия и ритм. Таким образом, сказать, что было прежде религия или искусство не представляется возможным.
Римско-кельтское бронзовое зеркало из Десборо, Британия, украшенное орнаментом раннекельтской латенской культуры. 50 г. до н. э. - 50 г. н. э. Британский музей. Лондон. Великобритания
Большое внимание изучению социальной роли искусства уделял Гегель. Внешняя природа, говорит Гегель, не заключает в себе (в качестве единственного основания своего происхождения) цель существовать лишь для нашего духа. Она «обладает наивно самодовлеющим существованием» (Гегель Г. В. Эстетика в 4 т. Т. 1. -М.: Искусство, 1969). «Пестрое, многоцветное оперение птиц блестит и тогда, когда его никто не видит, их пение раздается и тогда, когда его никто не слышит; кактус, цветущий только в продолжение одной ночи, увядает в безлюдных южных лесах, не вызывая ни в ком восхищения, и сами эти леса с их прекраснейшей и роскошнейшей растительностью, распространяющей вокруг себя необычайное благоухание и пряные запахи, также живут и гибнут, не доставляя никому наслаждения» (Там же). Напротив, произведение искусства имеет своей целью существовать лишь для нашей души и нашего духа; оно является по существу своему «вопросом, обращенным к откликающемуся на него сердцу, воззванием к душам и умам» (Там же). Произведение искусства, хотя и образует «согласующийся в себе завершенный мир», все же, акцентирует Гегель, существует «не для себя, а для нас, для публики...» (Там же).
Худ. Д. Эдемс. Закат. 1904. Музей изобразительных искусств университета Балл Стэйт. Манси. США
О превалирующей социальной роли искусства в настоящее время указывается в философском течении «прагматизм». Последовали этого подхода полагают, что создание первых произведений искусства имело совершенно четкие социальные цели, которые заключались в налаживании коммуникативных связей между членами одной общины, познание окружающего мира и других людей, а также передачу накопленного опыта от поколения к поколению. Фактически, никаких других целей (эстетических, ритуальных) только что зародившееся искусство не преследовало.
Педагог с учениками. Римский барельеф, 200 г. до н. э., Трир, Германия
На наш взгляд, прагматики правы только отчасти, поскольку описывали и изучали генезис искусства в социальном контексте, забывая, однако, о том, что ни одно явление, ни один феномен не может рассматриваться только под одним углом, вне синтеза составляющих его элементов. Подобному однобокому взгляду на искусство Гегель противопоставил свою «Эстетику».
Худ. Шлезингер. Портрет Гегеля. 1831.
Современные исследователи также предостерегают от изучения искусства только в одной его ипостаси – социальной или эстетической. Например, по мнению В. В. Бычкова (Бычков В. В. Эстетическая аура бытия: Современная эстетика как наука и философия искусства. – М.: МБА, 2010), искусство с древности являлось универсальным способом конкретно-чувственного выражения невербализуемого духовного опыта, прежде всего эстетического, одним из главных, сущностных наряду с религией компонентов Культуры, как уникальной созидательно-продуктивной духовно-практической деятельности человека. В европейском ареале искусство выступает одним из центральных объектов эстетики как науки; термин «искусство» вошел в разряд главных категорий эстетики. Однако искусство, как мы знаем, отнюдь не ограничивается эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре отнюдь не только эстетические (применительно к сфере искусства они обозначаются как художественные) функции, хотя эстетическое всегда составляло сущность искусства. Общество с древности научилось использовать мощную действенную силу искусства, определяющуюся его эстетической сущностью, в самых разных социально-утилитарных целях — религиозных, политических, терапевтических, гносеологических, этических и др.
Витражи в кафедральном соборе Леона, Испания
Некоторые исследователи, в частности Д. С. Лихачев, придерживается эволюционных взглядов на проблему генезиса искусства. В своем труде «Заметки об истоках искусства» (Лихачев Д. С. Заметки об истоках искусства // Лихачев Д. С. Избр. труды по русской и мировой культуре. -СПб.: СПбГУП, 2006) он говорит о том, что «искусство возникало длительно. Оно продолжает возникать и по сей день». В контексте этого эволюционного подхода любое явление художественной культуры может рассматриваться в многомерной динамике, что представляется вполне соответствующим истине. И действительно, и по сей день возникают новые течения, направления и школы в живописи, литературе, музыке, что еще раз говорит о том, что процесс формирования искусства происходит непрерывно и дискретно.
Скульптура «Фонтан» Марселя Дюшана, принадлежавшего к течению дадаистов. 1917.
Сторонники эволюционного подхода к происхождению искусства полагают, что главной причиной, вызвавшей к жизни художественное творчество в далекие исторические времена и обуславливающий его развитие в наши дни, является ощущение и переживание человеком своей неотделимости от окружающего мира, неизбежной, даже фатальной зависимости от него.
Худ. Г. Климт. Цветочное поле. 1909. Музей искусств ин-та Карнеги. Питтсбург. США
Как видно, эволюционный подход прямо противоречит материалистической философии, которая постулирует тот факт, что трудовая деятельность и возвышение человека над силами природы привели к зарождению искусства. Воззрения Лихачева, на наш взгляд, близки к теории Гегеля о нравственном и эстетическом начале любого вида искусства и к философии экзистенциализма.
Худ. Д. Найт. Отдых после жатвы, 1883. Частная коллекция
В ХХ веке ученые-философы приходят к мысли о том, что именно экзистенциальное состояние сознания, отражающее скрытые, а порой и тайные истоки человеческой натуры, является важным основанием художественного творчества. Экзистенциальная философия полагает истоком и катализатором творческой деятельности в том числе и переживание «пограничной ситуации» в наиболее общем ее выражении - как ситуации между жизнью и смертью со всеми сопутствующими ей страстями и эмоциональным состоянием: страхом, ужасом и духовным трепетом. Экзистенциализм видит в страхе нечто фундаментальное и позитивное и воспринимает его как особый тип познания и постижения мира, приведшего в конечном итоге к возникновению искусства.
Смерть Ахилла. Скульптор К. Вейрьер. 1683.
В заключении скажем, что каждая философская школа и направление, как классические, так и современные, родившиеся в конце второго тысячелетия, имеют собственные представления о возникновении искусства и его социальной роли. В настоящей работы мы попытались бегло проанализировать их основные постулаты и составить собственное мнение по проблематике, заявленной в заглавии. На наш взгляд, наиболее «правдоподобной», отвечающей требованиям современного постиндустриального и гуманистического периода в развитии цивилизации, является экзистенциальная теория происхождения искусства, поскольку именно она ставит во главу угла сознание, как генерирующий фактор художественного творчества.
Автор: Санникова Ю.