Значение обработки фотоматериалов
Никого не покорит самый добрый замысел, если он дурно осуществлен. Зритель не прощает небрежного отношения к выразительным средствам фотографии. Высокий уровень авторского исполнения подразумевает и совершенство технической обработки снимка, умение использовать технологию в соответствии с особенностями самого жанра.
Вот почему о художественных достоинствах фотопортрета мы судим также по тому, насколько его рисунок сочен и глубок в тенях, насколько в нем сохранены света и выявлены полутона.
Воздушность, глубина пространства, градация света и теней — все это находится в зависимости от обработки фотоматериалов. Если в пейзаже или тем более в декоративном снимке допустимо полное уничтожение полутонов и сокращение основных тонов до трех-четырех (изогелия), то в фотопортрете, напротив, необходимо добиться максимального их богатства.
Пластичность рисунка предопределяется качеством первичного оригинала — негатива. Данные негатива и зависящего от него позитива прямым образом влияют на портретное сходство .
Как известно, слишком плотный негатив дает зерно и тем усложняет возможность большого увеличения портретного кадра. Но именно увеличением можно исправить или ослабить некоторые недостатки оригинала. Этого достигают кадрированием, добавлением фона, изменением тональности и пр. Вообще при печатании портретного изображения без эксперимента не обойтись. И когда мы говорим о праве на поиск и высоком профессионализме, то подразумеваем также заинтересованное отношение автора к практическому производству своего снимка.
В. Тарасевич. Общая мама
Требовательный к себе фотохудожник даже при наличии общественных лабораторий предпочитает проявлять и печатать сам.
В процессах обработки негатива и позитива заложены большие творческие возможности. Обращаясь к ним, фотохудожник как бы завершает свой замысел, начатый съемкой.
Позитивный процесс — важная стадия создания фотографического произведения. Как бы ни был интересен сюжет сам по себе, он без соответствующей обработки отпечатка не привлечет к себе должного внимания, не усилит впечатления. Однообразие приемов печати значительно снижает художественное качество отпечатка.
Существует взгляд, что черно-белая фотография ограничена по шкале градаций тонов. Причину усматривают чуть ли не в свойствах пленочных негативов и применяемых бумаг, будто бы препятствующих разнообразию тонального рисунка.
Старые русские фотомастера определяли художественность изображения по степени затраченных усилий на его обработку. Это, конечно, тоже предвзятость. И все же нельзя пренебречь их опытом. Лучшие работы у них всегда тщательно отделаны и сохраняют какой-то свой доминирующий оттенок. Он может быть (и бывает) весьма различным — пепельным, светло-серебристым или, напротив, черно-матовым. Одно это наглядно опровергает ходячее мнение о якобы непреодолимой скудости внешнего вида снимка.
Позитивный процесс, по существу, единственное средство исправления недостатков, допущенных при съемке. Пользуясь техническими средствами, фотограф в состоянии произвольно изменить оптический рисунок, усилить или ослабить планы, выборочно улучшить отдельные части кадра. Он может при надобности выделить основной объект перекрытием или пропечатыванием, изготовить различные монтажи и наплывы, сделать отпечаток с двух негативов и т. д. Если негатив сохранил широкую шкалу полутонов, то при позитивном печатании имеет значение и правильный выбор фотобумаги. От ее сорта, оттенка подложки, фактуры также зависит осуществление замысла.
Вместе с тем не следует возлагать все надежды исключительно на фотообработку. Когда негатив не отвечает основным техническим требованиям нормы, то в лучшем случае можно рассчитывать лишь на частичное его улучшение.
Только мягкий негатив с хорошо проработанными деталями в тенях и просвечивающий даже в самых плотных светах может дать отличный сочный позитив, сохраняющий все тончайшие нюансы светотеней.
Фотопортретисты-профессионалы не отказываются снимать при боковом и встречно-боковом освещении. Оно хорошо «лепит» форму и дает интересные светотени. Однако нежные тональные переходы передает лишь негатив, в котором нет глубоких теней и забитых светов.
...При всей заботе о мастерстве художнику-реалисту чужда абсолютизация технических правил. В своем крайнем выражении это неизбежно привело бы к формализму. Светотень и линия должны строить объемную форму, а не служить самодовлеющим приемом.
Лицо человека — несколько однотонная поверхность. Поскольку же она ограничена небольшим интервалом яркостей, то некоторые считают, что для съемки вполне достаточна фотографическая широта имеющихся фотопластинок и пленок. Это верно лишь отчасти. Следует учесть, что современные светочувствительные фотоматериалы уже могут воспроизводить натуру с той амплитудой яркостей, с какой воспринимает ее наше зрение. И мы, конечно, не можем отказаться от желания получить снимок, запечатлевший необыкновенное богатство светотональных отношений. Портретное изображение значительно выигрывает, если отпечаток с помощью совершенных материалов приобретает наибольшую сочность.
Сухой графический рисунок не передает пластичности форм человеческого лица. Если на отпечатке видна каждая морщинка, то эти ненужные подробности разрушают целостность впечатления. Чтобы получить более обобщенный рисунок, сознательно прибегают к передержке, а затем — к короткому проявлению. Продолжительная выдержка по теням дает негатив с передержанными светами, что устраняет излишнюю детализацию.
В отдельных случаях подобный прием оправдан. Мы готовы согласиться с умышленной недодержкой или передержкой, если только это как-то способствует образному раскрытию сюжета.
Общая нерезкость, смазка, крупное зерно, какая-либо техническая «погрешность» могут порой придать снимку экспрессию.
Однако иногда ею прикрывают оригинальничанье и творческую беспомощность. Какой смысл не фотографировать при достаточном освещении, а прибегать к недодержке, чтобы потом сильно запроявить и напечатать на самой контрастной фотобумаге? Не грозит ли такой эксперимент искажением облика портретируемого?
Известно много способов отделки отпечатков, обращающих их в продукт тонкого и сложного художественного труда. Портретный снимок значительно выигрывает, если фотомастер использует все возможности позитивного процесса. В свое время интересных результатов добивались, например, применением озобромного процесса. Он предоставлял автору инициативу вмешиваться в характер изображения (См.: Н. Николаев, Озобром.— «Советское фото», 1961, № 11).
Предполагается, что применение сложных способов печатания направлено на усиление портретного образа, но никак не на подражание приемам другого искусства. Перед современным фотографом, вооруженным совершенной техникой, открыта широкая возможность проявить творческую индивидуальность собственными средствами фотографии.
В творческом опыте фотохудожников прошлого поражает другое: глубокая преданность делу. Любовное, доходившее до подвижничества отношение к работе помогало преодолевать несовершенство тогдашней фототехники и становиться подлинными мастерами. Их произведения, как правило, отличаются высокой культурой позитивного процесса...
Хорошему художественному снимку обеспечена долгая жизнь. Его размножают, репродуцируют, публикуют в массовых изданиях. И кому, как не автору , следует заранее позаботиться о качестве оригинала?
Незаконченность обработки позитива, увы, — распространенный грех среди профессионалов наших дней. Не так часто, как хотелось бы, они радуют нас разнообразием способов печатания и разборчивостью в выборе фотобумаги. В живописи один неверно положенный мазок способен испортить всю картину. То же возможно и в художественной фотографии. Она требует тонкого понимания своих изобразительных задач. Вопрос, стало быть, заключается в мере и целях использования средств. Самый блестящий по техническому выполнению фотопортрет не становится художественным произведением, если в нем отсутствует мысль и чувство самого исполнителя.