Санникова Ю.
Инженерное образование в России в XVIII веке
Первый камень в основание российского инженерного образования был заложен в 1701 году, когда по приказу Петра I в столице была учреждена Школа математических навигацких наук. Школа была первым в России и вторым в Европе учебным заведением, в котором давалась базовая математическая подготовка. Она располагалась в московской Сухаревой башне. Основными преподаваемыми дисциплинами были теоретические: арифметика, геометрия, тригонометрия и прикладные: фортификация, геодезия, мореплавание.
Сухарева башня. Иллюстрация 1870 г.
В 1715 году Школа была разделена на Морскую академию в Санкт-Петербурге (тогда город уже стал полноправной столицей Российской империи), куда переехала большая часть студентов и преподавателей, и Навигацкую школу в Москве, которая просуществовала до 1752 года.
Естественно, инженеры были на Руси и до учреждения Навигацкой школы, ремеслу они обучались заграницей. Массовая отправка молодых людей для постижения науки за границу началась в ту же петровскую эпоху.
Зачисленные в Навигацкую школу учащиеся получали под расписку учебники. Их нужно было вернуть в целости и сохранности после окончания наук. К 1711 году в школе числилось более 400 слушателей.
Учебный процесс строился достаточно жестко. За малейшую провинность учеников штрафовали, а за более «серьезные проступки» били плетьми прямо на школьном дворе солдаты, находящиеся на службе в канцелярии учебного заведения. За прогулы взимались штрафы от 5 до 15 рублей (в зависимости от того, каким по счету был пропуск занятий), за побег из школы – смертная казнь, а за прошение об отчислении родственника – каторга. По завершению учебы существовало распределение.
Срок обучения в школе не регламентировался, работа и учеба срастались настолько тесно, что иногда их трудно было различить (учащиеся работали в Адмиралтейском приказе и Адмиралтейской канцелярии). Полный курс обучения мог составлять до 10 лет.
Руководил Морской академией президент, который в отдельных документах именуется директором. Среди самых известных (и самых эффективных) руководителей Академии можно назвать графа А. А. Матвеева, полковника Г. Г. Скорнякова-Писарева, капитана 3-го ранга А. Л. Нарышкина, контр-адмирала В. А. Урусова, капитана Ф. М. Селиванова и капитан 1-го ранга А. И. Нагаева. Среди выпускников Академии блестящие боевые капитаны, коменданты крепостей, артиллерийские инженеры, навигаторы, геодезисты и картографы. Самыми знаменитыми могут считаться С. И. Мордвинов, исследователь Д. Д. Овцин, мореплаватель А. И. Чириков.
Граф А. А. Матвеев. Худ. из мастерской Риго, 1706 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Несмотря на создание Морской академии, в России в середине XVIII века продолжала ощущаться нехватка инженерных кадров. Причиной этому было усиление крепостного права и слабые темпы развития промышленности: на заводах по сути работали рабы, а рабский труд никогда не был экономически выгодным. Подготовка инженерных кадров только набирала обороты, основных специалистов продолжали приглашать из-за рубежа.
Новый этап в развитии инженерного образования начался с открытием в 1774 году (при Екатерине II) Горного училища. Училище было организовано благодаря содействию крупного ученого и горного промышленника М. Ф. Соймонова. Обучение в нем, как и в Морской академии было военизированным, а дисциплина – драконовской. Тем не менее, управление в нем (под надзором Берг-коллегии и уральских рудопромышленников) было довольно эффективным, преподавательский состав – квалифицированным, а студенческий коллектив комплектовался согласно строгим правилам. Так в короткие сроки была налажена подготовка квалифицированных инженерных кадров для горной промышленности.
Из инженеров, получивших известность благодаря своей профессии, за изучаемый период можно отметить В. К. Нартова (1693 – 1756), выпускника Навигацкой школы, создавшего несколько модификаций токарного станка с суппортом, на которых можно было выполнять различные операции по металлообработке. Еще одно имя – И. И. Ползунов (1728 – 1766), он – разработчик особого канала для подачи воды на колеса, находящиеся далеко от плотины, и изобретатель первого теплового двигателя для заводских нужд. К. Д. Фролов (1728 – 1800) известен своими гидротехническими сооружениями, опередившими эпоху. Практически нарицательным для нас стало имя И. П. Кулибина (1735 – 1818), механика-самоучки и изобретателя. Именно Кулибин был автором проекта одноарочного моста через Неву, первого прототипа прожектора, подъемника-лифта, оптического телеграфа, механических протезов.
Инженерное образование в России в XIX веке
Самая важная дата для инженерного образования рассматриваемого периода – это 20 ноября 1809 г. В этот день был подписан Манифест об учреждении Корпуса и института инженеров путей сообщения.
В тогдашнем российском обществе остро стояла проблема транспортной инфраструктуры, именно поэтому российскому правительству потребовались новые, профессионально обученные кадры. Транспортная отрасль и возглавляющее ее министерство вплоть до начала ХХ века получали щедрое финансирование, благодаря которому развивался водный и железнодорожный транспорт.
Институт инженеров путей сообщения подчинялся непосредственно императору. Братья Александра I – Николай Павлович и Михаил Павлович с 1819 года руководили устройством Николаевского инженерного и Михайловского артиллерийского училищ соответственно. Последнее было альма матером многих российских военных инженеров и промышленников.
Здание Николаевского инженерного артиллерийского училища – Инженерный замок
Институт выпускал высококлассных специалистов. Преподаватели его занимались научно-исследовательской деятельностью, и это повышало качество образования, ведь студенты свободно допускались к участию в подобных проектах. Один из выпускников института – Журавский – первым разработал методику расчета напряжений в элементах мостов в связи с подвижной нагрузкой, развил теорию балочного изгиба, установил, как определять касательные напряжения в балках.
В дальнейшем были образованы Николаевская инженерная академия, Институт гражданских инженеров императора Николая I (1828), Технологический институт Императора Николая I и спецклассы Морского корпуса. Все эти учебные заведения стали базой для подготовки высших инженерных кадров.
До 1860-х годов по качеству подготовки и количеству инженерных кадров Россия находилась на том же уровне, что и западные страны. Российские инженерные школы сформировались гораздо раньше, например, американских, а роль русских инженеров в развитии науки довольно значительна.
Эпоха Великих реформ в России (1860 – 1880-е годы) ознаменовалась значительным отставанием российского инженерного образования от западного. Тем не менее, в стране открывались новые школы. Именно тогда были учреждены Рижский политехнический институт и Императорское Московское техническое училище (сегодняшнее МГТУ им. Н.Э. Баумана). Студенты Московского училища были одними из первых, прослушавших курс аэродинамики, а лабораторные работы они выполняли в специальной аэродинамической лаборатории.
Во второй половине 1880-х под руководством будущего министра финансов И. А. Вышнеградского была осуществлена реформа среднего и начального технического образования. В рамках этой реформы были учреждены Электротехнический институт Александра III в Санкт-Петербурге (сегодняшний – СПбГЭТУ «ЛЭТИ» им. В.И. Ленина) и Харьковский технологический институт Александра III.
С воцарением Николая II в России прошла вторая волна массового рождения инженерных академий и институтов. Тогда были открыты и приняли первых студентов: Санкт-Петербургский политехнический институт Петра Великого, Киевский политехнический институт Александра II, Технологический институт Николая II в Томске, Варшавский политехнический институт Николая II, Алексеевский Донской политехнический институт, Московский институт инженеров путей сообщения, Екатеринославский горный институт Петра I, Уральский горный институт Николая II.
В XIX веке была установлена стандартная продолжительность обучения в инженерных ВУЗах в 5 лет. Чтобы поступить, необходимо было выдержать вступительные испытания. В конце XIX века на одно место претендовало в среднем 4,4 человека.
Студенты делились на платников и бесплатников. В год на студента-бесплатника государство выделяло 200 рублей. Те, кто учился на отлично получали повышенную стипендию (+ 500 рублей в год). Те, кто учился бесплатно по окончании должны были поступить на госслужбу. Выпускники же Горного института должны были отработать по специальности более 10 лет, так высока была потребность в горнорудных инженерах.
Важно отметить, что практически до конца XIX века инженерные специальности были востребованы исключительно в сфере инфраструктуры (транспорт, судостроение, гражданское и военное строительство, военное дело), а сами инженеры почти поголовно поступали по окончанию института на государственную или военную службу. Даже такие, казалось бы, «мирные» отрасли как химическая промышленность, металлургия и горное дело развивались по большей части благодаря запросам военпрома. К нему не относились разве только текстильная и продовольственная отрасли, функционировавшие согласно своим хозяйственным механизмам.
В 1880-х годах наблюдался взрывной рост потребности в инженерных кадрах, что связывается, с экономическим подъемом, который переживала Россия. Бурно развивались такие частно-промышленные отрасли как: нефтепереработка, химия, электротехника, машиностроение, обработка различных материалов. Инженерное образование поэтому стало отвечать не только интересам государства, но и частного капитала. Все это привело к образованию частных учебных заведений, в которых обучались инженерные кадры.
Помимо собственно учебных заведений в России стали возникать всевозможные технические сообщества, которые также способствовали развитию инженерного образования и инженерной мысли. Так в 1866 г. было создано Русское техническое общество, ставившее своей целью содействие развитию российской техники и промышленности. Результаты деятельности членов общества издавались в журнале «Записки Императорского Русского технического общества», а затем и в «Трудах постоянной Комиссии по техническому образованию». В 1877 г. в Москве при высшем техническом училище организуется Политехническое общество.
Среди видных преподавателей-инженеров рассматриваемого периода стоит отметить М. В. Остроградского (1801 – 1862). Его профессиональные интересы лежали в русле прикладного математического анализа, механики, теории вероятностей и теории магнетизма. Он также внес существенный вклад в теорию чисел и алгебру. Его дидактическая работа вылилась в написание фундаментальных учебников по элементарной и высшей математике, а ученики Остроградского сделали открытия, известные во всем мире и внесли значительный вклад в разные отрасли технических наук.
М. В. Остроградский
Конец XIX века, сопровождавшийся научно-техническим ускорением, увеличил потребность страны в новых инженерных кадрах и заставил правительство разрабатывать планы по расширению сети инженерных институтов, улучшению условий для развития инженерной науки и внедрению быстро возникающих изобретений и промышленных образцов в практику. Открывались новые заведения, доступ к ним демократизировался, держать вступительные экзамены могли уже лица разных сословий. В 1898 г. были открыты Петербургский электротехнический институт, Киевский и Варшавский политехнические институты. Однако, для покрытия нужд целой страны этого было недостаточно. К концу XIX века в нашей стране было только 15 высших инженерно-технических заведений, в которых числилось чуть больше, чем 6 тысяч человек.
Несмотря на это численность студентов инженерных институтов неуклонно росла. Менялся и социальный состав учащихся, возросло количество студентов, нуждавшихся в стипендиях. Как правило, такие студенты совмещали работу и учебу. Сами же институты к концу рассматриваемого периоды стали настоящими центрами политической жизни. Как известно, именно из молодежной, студенческой среды вышли все известные революционеры, сыгравшие главную роль в Октябрьском перевороте 1917 года.
Понравилась статья? Отправьте автору вознаграждение: