Осокина И.
На пороге Нового времени произошел особый род перемен в области религиозной организации и отправления культа.
Эти перемены известны под названием Реформации, затронувшей организационную, обрядовую и догматическую стороны жизни католической церкви во многих странах Западной Европы.
Главными идеями реформаторов церкви в Новое время помимо борьбы с торговлей индульгенциями и критикой догмата о папской непогрешимости стали идеи свободы индивида в отправлении религиозных обрядов и поддержка популярной в целом ряде европейских стран идеи верховенства власти народа.
В Англии реформация имела свои отличительные черты. В XVI веке Англия была страной крепнувшего абсолютизма, вступившего в острый конфликт с папством, итогом которого стал акт 1534 о супрематии (верховенстве), в силу которого король стал главой англиканской церкви.
Джеймс Фроуд (James Froude) писал: «Я убежден, что Реформация стала величайшим в истории Англии событием, мощной силой, распространившей англосаксов по всей планете и оставившей след английского гения и характера в жизни человечества». Дэвид Гум (David Gume) утверждал, что английская Реформация стала via media между папизмом и радикализмом.
Главной целью Королевской реформации в Англии стало освобождение от Ватикана и прямое подчинение английской церкви королю. Важное, если не главное, значение имело стремление короля секуляризировать монастырские земли. Английская буржуазия была заинтересована в «дешевой и простой» церкви. Весь этот комплекс причин положил начало английской Реформации.
Ослабление влияния церкви в Англии и реформы Генриха VIII
С государственной точки зрения современной Англии как государства не существует, поскольку название это не входит в официальную титулатуру правителя страны.
Монарх правит не Англией, а Соединенным Королевством Великой Британии и Северной Ирландии и другими Владениями и Территориями.
Англия представляет собой одну из четырех частей Соединенного королевства, где проживает около 4/5 его населения.
Англия стала первым европейским государством, в котором стал складываться уже в средние века общенациональный (общегосударственный) характер внутренней политики и управления. Этому во многом способствовали не только внешнеэкономические и политические факторы сами по себе, но и прежде всего их сочетание с островным положением страны.
Теоретическая концепция нации-государства возникла в Новое время. До этого население идентифицировало себя по месту обитания, по принадлежности к городской или религиозной общине либо по принадлежности тому или иному феодальному господину.
Со временем властные полномочия местных феодалов стали приходить в столкновение и противоречие с полномочиями королей. Короли в свою очередь стали брать под опеку и защиту людей, которые лишились своих покровителей вследствие их гибели в крестовых походах и войнах или вследствие их пленения.
Победителями в этом соперничестве оказались короли (так же как и в других средневековых обществах), которые начали осуществлять жестокие репрессии в отношении непокорных и строптивых феодальных владык.
К этому времени ослабевает влияние церкви в делах государства. Короли уже не хотели мириться с надгосударственной лояльностью служителей церкви. С этой целью они поддержали антикатолическое движение реформаторов и сепаратистов (диссидентов), в чем нашли поддержку у купеческого и промышленного сословий.
Заметное усиление королевской власти пришлось на период деспотического правления Тюдоров, особенно Генриха VII, которому удалось усмирить наиболее мятежных феодалов из знатных семейств, ввергших страну в 30-летнюю гражданскую войну. При нем был учрежден специальный суд, где разбирались дела мятежников, названный по месту разбирательства судом Звездной палаты (официальное название этого судилища над политическими противниками – Совет Звездной палаты).
Генрих VII
Его сын и наследник Генрих VIII возглавил реформаторов церкви, которые еще с XIV века всесторонне критиковали папство (Дж. Уиклиф и др.).
Фактически у истоков английской королевской реформации лежала романтическая история любви короля Генриха VIII и фрейлины двора его первой жены Анны Болейн.
Королю захотелось оформить свои отношения с фрейлиной браком, для чего нужен был развод с Екатериной Арагонской. К тому же выяснилось, что Екатерина не может дать наследника Генриху.
В целом окончательный разрыв с папой и установление независимой и обособленной церковной организации в Англии произошли после того, как папа Климент VIII отказался одобрить расторжение брака Генриха с Екатериной Арагонской.
Екатерина Арагонская
Вопрос о престолонаследии в средние века всегда был первостепенным для монархов. Дать разрешение на развод мог только папа римский. Климент VII отказался узаконить развод.
Принципиальность Климента VII и его преемника Павла III определялась вескими мотивами: первая жена Генриха VIII была сестрой испанского короля и германского императора Карла V, во владения которого входила большая часть Италии. К тому же Карл V проводил широкую внешнюю политику по созданию вселенского католического государства. Идеологически эта политика совпадала с теократической позицией пап. Бракоразводный процесс Генриха VIII стал поводом для давно назревавшего разрыва Англии с Римом.
Однако предпосылки для осуществления реформации в Англии сложились, как и всюду в Европе, в начале XVI в. Среди них: экономические (за счет секуляризации церковных земель и имуществ монархия надеялась пополнить государственную казну, дворянство – поправить свое материальное положение, молодая буржуазия – приобрести дополнительные прибыли); политические (король стремился превратить церковь в часть государственного аппарата, подчинив ее монарху); идеологические (широко распространяются в стране сформулированные еще в конце XIV века идеи Д. Виклифа по коренной реформе католицизма, с континента в Англию проникает гуманизм с его критикой безнравственности, невежества католического духовенства, роскошного образа жизни клира, богатств в церкви).
Специфика процесса формирования английской протестантской церкви была в значительной степени обусловлена тем, что отделение от римской церкви шло не в результате широкого реформационного движения, как например в Германии, а как следствие проведения в жизнь принципов политики абсолютизма. Поэтому реформация началась с установления государственной церкви.
Парламент, заседавший с 1529 по 1536 гг. (он получил название «Парламента Реформации»), принял по настоянию короля ряд статутов, общим смыслом которых стало создание в стране независимой от Рима национальной церкви.
В 1529 г. парламент «запретил членам клира владеть несколькими бенефициями одновременно или жить не на месте своего служения».
Так как такие злоупотребления совершали на основании лицензий из Рима, государственный акт далее говорил: «чтобы никто не получал от римского двора и не приводил в исполнение лицензий на подобные нарушения. Все такие хартии не должны иметь никакого значения, а виновные в нарушении этого статута должны быть лишены своих бенефициев и выплатить штраф в размере 20 ф. ст.». Так папа был лишен того, что было принято считать его неотъемлемым правом.
Статут 1532 г. заявлял: «если папа наложит на страну, короля, подданных интердикт или отлучение, не следует принимать это во внимание».
В парламентском статуте 1533 г. говорилось: «Есть много неудобств, возникающих из-за апелляций к римскому престолу по делам о завещаниях, браках и разводах, что причиняет королю и его подданным много беспокойства, трудностей и расходов. К тому же Рим находится на столь значительном расстоянии, что расследование затягивается и правосудие страдает». Поэтому было решено, чтобы «все подобные дела окончательно решались в пределах королевства» .
Парламент 1534 г. сделал важное дополнение по вопросам апелляций в Рим. Если по статуту 1533 г. запрещались апелляции к папе по отдельным вопросам, то теперь «запрещаются любые обращения и апелляции…в Рим. В случае несправедливого решения в суде архиепископа недовольные могут апеллировать к Королевскому Величеству».
Развивая оппозицию Риму, парламент 1534 г. уничтожил всякое влияние папы на назначение архиепископов и епископов Англии. Он постановил, что «кандидаты на кафедры архиепископов и епископов не должны представляться папе и не должны ждать от папы булл; всякие подобные буллы и подобные представления должны быть прекращены навсегда» .
Все эти законодательные акты нанесли смертельный удар по папской власти в Англии. Папа теперь не был высшим судьей в стране. Он перестал быть ленным господином английской церкви, каким был во всем католическом мире, так как английские прелаты – прежние вассалы папы – назначались без его согласия. Папа не мог поразить Англию своими проклятиями, потому что на интердикты и отлучения было предписано не обращать никакого внимания. Папская юрисдикция в стране была ликвидирована.
Наряду с мерами, направленными на уничтожение юридических привилегий папства, парламентом были приняты статуты об освобождении Англии от финансовой зависимости от Рима: «Акт об ограничении выплаты аннатов» (1532 г.), «Акт об отмене папских диспенсаций и выплаты пенни Святого Петра» (1534 г.).
Апогеем деятельности «Парламента Реформации», в котором заседали представители дворянства от 37 графств и бюргерства от 119 городов, стало издание в 1534 г. «Акта о супрематии»(верховенстве), объявившего короля верховным главой англиканской церкви (Ecleesia anglicana), как ее стали теперь называть. Этому событию предшествовало выступление английского архиепископа Т.Кранмера в марте 1534 г. в парламенте с утверждением, что в Англии «королевская власть стоит по божественному предписанию впереди и выше всякой другой власти». В это же время король назначил Комиссию для составления присяги верности новому закону о престолонаследии, который подтверждал королевские права Анны Болейн. Текст присяги и «Акт о супрематии» были утверждены парламентом в ноябре 1534 г. Акт в частности утверждал: «король (его наследники и преемники) должен быть принимаем, признаваем, почитаем единственным на свете верховным главой Англии…и должен владеть всеми титулами, почестями, достоинствами, привилегиями, юрисдикцией и доходами, присущими и принадлежащими достоинству Верховного Главы церкви». Власть английского короля объявлялась имперской – исключающей подчинение кому-либо, в том числе главе католической церкви.
Генрих VIII
Разрыв с Римом должен был определить отношение к монашеству и монастырям. Тем более, что из всех земельных богатств в католической Европе 1/3 принадлежала церкви, а из всей земли, находящейся у духовенства, 2/3 были собственностью монастырей. В руках монахов сосредоточивалась главная масса движимого богатства. На монахов смотрели как на самых ревностных приверженцев папы. Именно в среде монашества уничтожение папской власти в стране и утверждение королевского главенства над церковью встретило энергичную оппозицию.
С конца 1535г. по 1540 г. В Англии происходил процесс секуляризации монастырей. Он включал в себя так называемую визитацию (объезд всех церковных учреждений и составление отчетов об их состоянии), рассмотрение на сессиях парламента доклада визитаторов, принятие закона о ликвидации монастырей. Роспуск монастырей шел последовательно, начиная с малых. При этом сопротивление процедуре истолковывалось как политическая неблагонадежность, что могло иметь своим результатом преследования за государственную измену. Примеры расправы короля были хорошо известны в стране: за отказ присягнуть ему как главе церкви были казнены бывший лорд-канцлер королевства, правая рука короля, писатель-гуманист Томас Мор и епископ Д.Фишер. Казни подверглась и Анна Болейн за измену супругу.
Анна Болейн
Монастыри переходили во владение короля. В 1540 г. парламент принял статут, который закрепил за королем и его наследниками все церковные имения. В результате секуляризации было конфисковано 645 монастырей, в том числе 28 больших аббатств, 90 колледжей, 110 госпиталей, 2374 канторий и капелл. Ежегодный доход от них составлял приблизительно 150 тыс. фунтов стерлингов.
Драгоценности конфисковывались в пользу короны. Церковные сосуды, украшения с икон, лампады, подсвечники и т.п. укладывались и отправлялись в особую палату при парламенте. Конфисковывалась одежда, мебель, посуда, из окон вынимали рамы, снимали двери, обдирали олово с крыши, иногда разбирали по частям постройки. Не имея возможности увезти это с собою, агенты короля на месте устраивали торги. На богатые монастырские библиотеки смотрели тоже как на товар. В книге ценился прежде всего переплет, особенно если он был украшен драгоценностями. Такой переплет отрывали от книги, а саму книгу выбрасывали.
Так как в результате секуляризации в руках короля оказалось огромное количество недвижимого и движимого имущества, правительство заявило об использовании его на благие цели, как-то: на содержание 40 тыс. хорошо вооруженных солдат; предлагалось требовать от подданных займов, податей; в парламентском билле 1540 г. говорилось буквально следующее: «и праздность и безнравственность монахов хорошо известны, следует их учреждения обратить на лучшее употребление, а именно, на поощрение народного образования, содержание стипендиатов в университетах, на благотворительные учреждения и т.п.; не обращать приобретенные имения в частную собственность» . Абсолютное большинство этих намерений выполнено не было.
Томас Мор
Секуляризация монастырей обогатила казну. Часть земель король передал в награду своим сподвижникам, придворной аристократии, часть была отдана в аренду. Секуляризация вызвала новую волну «огораживаний», которые шли в стране с конца XV в. Монастырские крестьяне пополнили армию обезземеленных, пауперов. Монастыри были оплотом папства, поэтому их секуляризация способствовала уничтожению папского влияния. Ликвидация монастырей уничтожала материальное, юридическое, нравственное влияние духовенства на народные массы. Наконец, секуляризация расчищала пути для дальнейшего хода реформации.
Создав национальную церковь во главе с самим собой, отобрав у церкви имущество, превратив таким образом церковь в часть государственного аппарата, Генрих VIII мог остановиться. Реформа догматики ему была не нужна и даже вредна. Но как ни хотелось королю порывать с католицизмом, приходилось отыскивать черты различий для оправдания шедшего отделения от папства. В мае 1536 г. по распоряжению короля был учрежден «Комитет Реформации» во главе с Т. Кранмером, сформулировавший первый англиканский символ веры - «Десять статей» . Затем появились еще три варианта вероисповедания: «Наставление доброму христианину», или «Епископская книга», «Шестистатейный статут «Епископская книга», «Шестистатейный статут», Королевская книга.
К концу царствования Генриха VIII англиканская церковь заняла промежуточное положение между католической и лютеранской. В ней были отвергнуты крайности в почитании святых и икон, запрещены индульгенции, уменьшено количество праздников, произведены небольшие изменения в богослужении и обрядах, в качестве источника веры называлось Священное Писание. Отсюда одной из первых задач реформации стал перевод Библии на английский язык. С этого времени Библия становится доступной для англичан.
В целом на первом этапе реформации религиозный вопрос решен не был. Выполнены были только политико-экономические преобразования.
Судьба церковной реформы
После смерти Генриха VIII во время непродолжительного правления Эдуарда VI (1547-1553 гг.) возобладали позиции сторонников протестантских реформ в церкви.
Религиозную реформу, в результате которой утверждалось новое вероисповедание и богослужение, осуществило правительство Эдуарда VI.
Эдуард VI
С 1548 г. по 1551 г. был издан ряд документов (статутов парламента, распоряжений короля, посланий архиепископа Кентерберийского) и «Книга общих молитв» , которые завершили богослужебную реформу. Эти мероприятия приблизили англиканскую церковь к лютеранству. Когда реформа богослужения и обрядов была закончена, стал вопрос о систематическом изложении догматов английской реформированной церкви.
В 1551 г. архиепископ Кранмер получил от короля предписание составить вероучение, которое получило бы распространение по всей стране. Новый символ английской веры был написан, рассмотрен Тайным советом (ближайшей королевской государственной структурой), собранием высших чинов церкви и в 1553 г. под названием «42 статьи» разослан по епархиям «для строгого следования ему в проповедях и учении». Основные положения «42 статей» были протестантскими: отвергалось католическое учение о чистилище, об индульгенциях, о почитании икон, мощей, об обращении к святым; оставлялось только 2 таинства вместо 7 в католицизме – крещение и причащение; причастие должно было осуществляться под обоими видами и для мирян; разрешались браки духовенства; богослужение должно было вестись на понятном народу языке.
Архиепископ Кранмер
В 1553 г. англиканская реформация была прервана смертью Эдуарда VI и приходом к власти Марии Тюдор, старшей дочери Генриха VIII от брака с Екатериной Арагонской. Воспитанная матерью в католической вере и испанских традициях, Мария приступила к реставрации католицизма, намереваясь восстановить папскую супрематию, богослужение и вероисповедание.
Ее царствование (1553-1558 гг.) – время контреформации. Реставрация католицизма сопровождалась преследованиями и сожжениями еретиков, что дало королеве прозвище «кровавая». Было восстановлено католичество и папская супрематия. Вернуть секуляризованные земли за исключением тех, что были в собственности короны, не удалось. Но даже частичная реституция вызвала беспокойство со стороны владельцев церковных земель. Страх потерять их породил недовольство религиозной политикой Марии. Религиозные преследования и сожжения способствовали росту непопулярности королевы. Все это не могло не способствовать отходу новой королевы Елизаветы Тюдор от католичества.
Мария Кровавая
Когда в 1558 году королевой стала Елизавета I, дочь Анны Болейн и Генриха VIII.
Время Елизаветы I (1558-1603 гг.) стало кульминацией в развитии абсолютизма в Англии и периодом окончательного оформления национальной английской церкви.
Права Елизаветы на престол были спорными. Римская церковь их не признала, так как в ее глазах дочь Анны Болейн не была законной наследницей. Католическая Европа в этом следовала за папой.
Сама королева, одаренная и образованная, обладавшая глубокими познаниями в философии и истории, музыкантша, поэтесса, владевшая 8 языками, несомненно была тонким политиком. На протяжении своего длительного царствования она проводила политику компромисса между феодальной аристократией и формирующейся буржуазией, между католиками и протестантами. Добиться этого Елизавета пыталась путем усиления абсолютизма и создания государственной религии, которая устраивала бы в равной мере феодалов и буржуазию. Церковь должна была стать централизованной государственной структурой, а англиканство – религиозной идеологией.
Независимая церковь Англии была восстановлена и подкреплена деятельностью суда коллегии уполномоченных духовных лиц, названной судом Высокой комиссии (1559 год).
В январе 1559 г. на парламентской сессии были приняты статут о королевском верховенстве и статут о единообразии богослужения. В статуте о королевском верховенстве говорилось, что «в пределах королевства вся юрисдикция и все верховные права над церковью и клиром составляют принадлежность английской короны и все духовенство и все должностные лица и государственные чиновники обязываются давать присягу в том, что признают королеву верховной правительницей церкви и государства и не будут подчиняться никакой иностранной власти».
Елизавета I
С 1562 по 1571 гг. по распоряжению Елизаветы разрабатывается третья редакция английского символа веры. В основу были положены «42 статьи», которые были переработаны и сокращены до 39. Все основные положения Кранмеровского символа веры были оставлены без изменений. Утвержденные парламентом в 1571г. «39 статей» стали символом веры англиканства.
Это был не только основной религиозный, но и государственный закон. Нарушители или критики любой из «39 статей» подлежали смертной казни как «государственные преступники».
Созданием «39 статей» окончательно оформилось вероучение англиканской церкви, которое без существенных изменений используется до сих пор. Англиканство явилось самым умеренным течением протестантизма, пронизанным духом компромисса между католическими и протестантскими догматами. С одной стороны, здесь присутствует полный разрыв с Римом, верховенство светской королевской власти в церкви, с другой стороны, охраняется церковное иерархическое устройство, бесправие мирян и общин, подчинение низшего духовенства высшему, епископам и архиепископам. Сохраняется институт епископов. Во главе церкви Англии был поставлен архиепископ, носящий титул примаса и назначаемый королем. С одной стороны, в англиканизме признаются протестантские догматы об оправдании верой, о Священном Писании как источнике откровения, с другой, сохраняется католический догмат о единоспасающей роли церкви, хотя и с оговорками. С одной стороны, отвергается учение католической церкви об индульгенциях, почитании икон, мощей, уменьшается число праздников, но признаются таинства крещения и причащения. По-прежнему взималась десятина, которая шла теперь в пользу короля. Наконец, с одной стороны, богослужение шло в англиканской церкви на английском языке, а не на латыни, как у католиков, с другой, сохранялся пышный культ, близкий католическому.
Вопреки сопротивлению папы римского и внутренним заговорам религиозные страсти в известной мере поутихли.
Правление новой королевы отмечено значительным подъемом в области экономики и культуры. Поселенцы в Северной Америке назвали одну из самых первых колоний-поселений в честь своей королевы Виргинией (от лат. virgo – дева, прозвание Елизаветы I).
Елизаветинская эпоха отмечена превращением Англии во всемогущую морскую державу (особенно после неудачной военной экспедиции испанского флота к берегам Англии в 1588 году, известной как «Непобедимая армада»).
Реформация в XVII веке
История церковной реформы не заканчивается елизаветинским веком, она имела продолжение и в следующем, XVII веке, когда были предприняты попытки обновить литургию и богослужебные книги в духе католицизма.
Согласно устоявшейся историографической традиции истолкования хода этого конфликта именно движение протестантов послужило причиной революции середины века, которую в этой связи предпочитают называть не буржуазной, а пуританской революцией.
Действительно, большую роль в ней сыграли протестантские секты пуритан, выступивших за очищение церкви от католических обрядовых и культовых излишеств, от пышной церковной утвари и т.д. (от лат. purus - чистый). Так складывалась политическая конфронтация трех основных религиозных общин – пуритан, англикан и католиков.
После Елизаветы, не имевшей прямых наследников, корона перешла от Тюдоров к Стюартам, к сыну сводной сестры Елизаветы Якову I (1603-1625 годы), который одновременно унаследовал и шотландский престол.
Яков I
Новый король воспринимал себя законным и священным представителем Бога на земле, что было скреплено официальной формулой «от Бога – король, от короля – закон».
Его абсолютистские наклонности не нашли поддержки среди подданных, а религиозная политика вызвала недовольство среди протестантских организаций.
Неоднозначно воспринимались также его усилия по объединению королевств Англии и Шотландии. Продолжением этих внутренних размежеваний стал затяжной конфликт короля и парламента.
Годы правления Якова I сопровождались ростом политической и религиозной активности оппозиционных парламентариев. Его склонность к деспотическому правлению встретила сплоченный отпор уже не феодальных магнатов, а более многочисленной городской буржуазии и нового дворянства из разбогатевших крестьян, средних мелких рыцарей (все они известны под собирательным именем джентри).
Протестантскую церковь король считал своим злейшим врагом и сражался с ней не только в Англии, но и в Шотландии, где ее позиции были еще сильнее.
Английские протестанты-пуритане были соперничающей с англо-католической церковью общиной верующих, в которой значительную группу составляло быстро растущее купечество.
Пуритане основывали свое учение на Ветхом Завете, а не на учении Христа и в этой связи отвергали иерархию англиканской церкви. Однако сами они распадались на несколько сект – пресвитериан, индепендентов, квакеров и др.
Всех их объединяла решимость в осуществлении идей Реформации как дела преобразования веры на основе учения Жана Кальвина (1509-1564), женевского реформатора, утверждавшего, что судьба людей предопределена Богом и никакие добрые дела, никакое «прощение грехов» (индульгенция) не в состоянии ничего изменить. Главная обязанность верующего человека – служение Богу и мирской аскетизм (бережливость, трудолюбие, трезвость, дисциплинированность). С политической точки зрения все мирские заботы должны подчиниться осуществлению царства Божьего на земле.
Кальвин
Для последователей Кальвина характерным стал республиканский идеал в деле организации церковной общины: все пресвитеры (церковные старосты) и все пасторы (священники и проповедники) должны избираться самими верующими, а не назначаться и присылаться «сверху».
При этом выдвигался принцип так называемого всеобщего священства, согласно которому каждый верующий является сам себе священником перед лицом господа Бога своего.
Таким образом, миряне и духовенство оказывались равными в своем служении Богу и потому их взаимные отношения, в том числе отношения господства и подчинения, должны были строиться на основе выборности, ответственности и отчетности.
Кальвинистами были пуритане в Англии и Шотландии и гугеноты во Франции. Пуритане в отличие от англикан были полными сепаратистами (обособленцами) в делах веры и весьма решительно противились вмешательству короля в дела веры. Полемизируя с ними, король Яков I говорил: «Нет епископа – нет и короля!».
Учение пресвитериан изложено в канонизированном тексте под названием «Вестминстерское вероисповедание» (1648 г.), где основное внимание уделено истолкованию двух догматов – о всеобщей греховности людей и об абсолютном предопределении.
Культовая сторона предстает предельно упрощенной: проповедь, общая молитва и пение псалмов. Управляется община пресвитериан коллегией (консисторией), состоящей из пресвитера (старосты) и пастора (духовника), избираемых из числа мирян.
Очищение церкви предполагалось вести в следующих направлениях: очищение от роскоши (орган, витражи, стихарь – парчовое облачение клира, статуи и даже торжественный речитатив причастия и обряда кре-щения) и очищение от некоторых древних и объявленных устарелыми обрядов или правил, запрет ростовщичества, требование «справедливой» цены и др.
В общины к пресвитерианам охотно шли купцы, часть джентри и родовой знати, всерьез опасавшихся возврата к католицизму.
Индепенденты (независимые) объединяли в своих рядах менее крупные секты из йоменов и ремесленников, то есть из низших сословий. Они ставили главной целью обеспечение непосредственного общения между человеком и Богом, настаивали на необходимости добиваться признания большей свободы личности.
Свое неприятие любой иерархической организации церкви с обязательными обрядами они объясняли тем, что Бог не благословил на создание классовых и иных различий между людьми, что Он готов явить «внутренний свет» крестьянину в такой же и даже, быть может, большей мере, чем знатному дворянину. Их учение предполагало предоставление каждому возможности думать и молиться так, как ему подсказывало «божественное озарение».
Король Яков I в ответ на подобные притязания пуритан заявил, что рассуждения о том, что Бог может делать или не делать, есть богохульство: равным образом и всякие рассуждения и споры подданных о том, что можно делать королю, облеченному высокой властью, есть не что иное, как мятеж.
В ответ на это парламент заявил о подтверждении своего (парламента) права «свободно обсуждать все вопросы, которые должным образом затрагивают положение и права подданных».
Король после этого заявления распустил парламент (1611 г.). Собранный в 1614 г. парламент получил название «гнилой парламент», поскольку он сразу же был распущен за критику короля и его советников, в частности герцога Букингэма, который заправлял в то время в Тайном совете короля.
В 1628 году Карлу I Стюарту была представлена на утверждение Петиция о правах, в которой после традиционного перечисления нарушений существующих законов со стороны прежних королей парламент выставил различные требования.
В ходе обсуждения Петиции в марте 1629 года вносились такие предложения и дополнения: объявлять «главным врагом этого королевства» того, кто стремится привносить папистские новшества в англиканскую церковь; того, «кто советует королю взимать пошлины и налоги без согласия парламента, считать врагом своей страны», а того, кто станет платить такие налоги, объявлять «предателем свобод Англии».
Карл I нехотя одобрил Петицию о правах, однако вновь распустил своевольный парламент в этом же 1629 г.
А в феврале 1642 года вновь созданный парламент принимает закон, лишающий епископов и всех прочих лиц, занимающих духовные должности, «права осуществлять какую-либо светскую юрисдикцию и полномочия» (эти полномочия были восстановлены в период правления Карла II в 1661 г.).
Новая политическая ориентация парламента воплотилась в документе «19 предложений», с которым парламентарии обратились к королю 2 июня 1642 г. В документе предусматривалась ответственность министров перед парламентом, в нем обсуждался также вопрос о реформе церкви. Отказ короля принять «19 предложений» привел к обострению конфликта с парламентом, перекинувшегося в общество, и, кроме того, к возникновению нового очага конфликта между радикальными пуританскими группировками и умеренным крылом в лице парламентских лидеров (пресвитериан).
Происходят другие важные размежевания на политической арене. По решению пресвитерианского парламентского большинства вместо англиканства в качестве государственной религии вводится пресвитерианство. Происходит вовлечение в политическую жизнь и борьбу более радикально настроенных протестантских общин (индепенденты, квакеры) и крайних радикалов, известных под именем уравнителей (левеллеров).
В первой половине 40-х гг. во взаимоотношениях пуританских сект главной проблемой было не конституционное устройство, а проблема борьбы за свободу выражения и распространения мнений, в том числе борьбы против цензурных ограничений, которые вздумали ввести пресвитериане. Героями этой борьбы стали вождь левеллеров капитал Джон Лильберн и поэт-философ Джон Мильтон.
После того как пресвитерианское руководство парламента провело в 1643 г. Закон о контроле за печатанием и продажей книг, Мильтон в своей поэме «Ареопагитика» (1644 г.) уподобил запрет на книгу убийству разумного существа («кто уничтожает книгу, убивает самый разум, подобие Бога»). Поэт призывал уважать и защищать свободу мысли и веры («дайте мне свободу знать, говорить и спорить свободно в соответствии с моей совестью»), но делал это с оговорками в отношении папистов (католиков) и язычников.
Таким образом, защита свободы мысли и веры свелась в этот период к защите религиозной веротерпимости. Эта же позиция, дополненная аргументацией в пользу народного суверенитета, естественных прав и республиканского устройства, станет особенно популярной в среде уравнителей.
А во второй половине XVII века в закрепление основ веротерпимости в правление Карла II был принят ряд актов, нацеленных на регулирование религиозных дел в пользу англиканской церкви. Это Акт о религиозном единообразии (об обязательности англиканских обрядов, 1662 г.), Акт о присяге (1673 г.), Манифест о веротерпимости (1687 г.) и др.
В XVI в. в Западной Европе прошла реформация, общим смыслом которой являлась перестройка христианского вероучения и церковных структур католицизма.
Реформация XVI в. была широким общественным движением, в котором принимали участие все классы и сословия феодального общества от монархов до крестьян и плебеев. Почти все страны католической Европы были объяты реформационной эйфорией: Германия, Швейцария, Нидерланды, Франция, Англия и др.
Итогом реформации стала потеря католической церковью ее прежнего монопольного положения в Западной Европе и создание целого ряда так называемых протестантских вероучений и соответствовавших им религиозных учреждений.
Протестантизм, выйдя из-под влияния папского Рима, остался христианским вероучением, предложив ряд отличающихся друг от друга в частностях и более глубоко по сути от католицизма вариантов христианского мировоззрения. Ими стали лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, англиканизм.
Максимально полно и жестко королевская реформация была осуществлена в Англии королями династии Тюдоров.
В результате реформации англиканская церковь стала государственной церковью, опорой абсолютизма, а англиканское вероисповедание принудительным.
В то же время реформация в Англии оказалась половинчатой, незавершенной, поэтому обострение социальной борьбы, вызванное сдвигами в экономике страны, и нараставшая оппозиция абсолютизму сопровождались требованием углубления реформации.
Со второй половины XVI века в Англии все больше распространяется кальвинизм, последователи которого назывались здесь пуританами.
В ходе Английской буржуазной революции XVII века, которая совершалась под знаменем кальвинизма, пуританская оппозиция распалась на ряд самостоятельных партий (пресвитериане, индепенденты, левеллеры).
С конца XVII века кальвинизм в Англии перестал быть политическим течением и его роль ограничивается религиозно-идеологической сферой; государственной церковью осталась англиканская.
Автор: Осокина И.