Санникова Ю.
Само понятие «цивилизации» пришло из античного мира, так в XVIII в. некоторые ученые стали называть гражданские, общественные и государственные характеристики античных государств − Древней Греции и Древнего Рима. Эти древние европейские цивилизации противопоставлялись народам варварским, находившихся на более низкой ступени развития, хотя и соседствовавшие с ними.
Античный мир по праву считается колыбелью европейской цивилизации и является сложным и многообразным феноменом. Термин «античный» (от латинского «древний») появился во времена итальянского Возрождения для определения греко-римской культуры, считавшейся тогда древнейшей. Однако позднее были открыты более древние восточные культуры, и термин приобрел чисто условное значение. Укрупненно, античный мир представляет собой сумму нескольких культур − эгейской (крито-микенской культуры), древнегреческой, древнеримской. В свою очередь этапы древнегреческой и древнеримской культуры делятся на отдельные периоды.
Античный мир оставил в наследство европейской цивилизации опыт демократического устройства общества и государства, богатую мифологию, литературу, искусство, точность математических доказательств и большую философскую базу .
В конце XIX − начале XX вв. на территории материковой Греции, островах Эгейского моря и западном побережье Малой Азии была обнаружена культура эпохи бронзы, получившая в дальнейшем условное название (по месту ее обнаружения) − «эгейская». Все, что известно сегодня об этой античной культуре получено из археологических данных. Параллельно в данном географическом регионе существовало несколько культурных общностей. Одна из них (самая древняя) − критская или минойская, с центром на острове Крит (3000-1200 гг. до н. э.). На островах греческого архипелага развивалась кикладская культура, а в Пелопоннесе – эллинская, самыми значительным центрами которой были города Микены и Тиринф. Именно на Крите и в Микенах была обнаружена наиболее значительная группа археологических памятников: развалины дворцов и частных жилых домов, гробницы, скульптура, стенная живопись, расписные вазы, резьба по камню. Эгейская культура стала во многом основой культуры Эллады.
Синие обезьяны. Фреска эпохи бронзы с греческого острова Санторини
Период греческой истории XI-VIII вв. до н.э. принято называть «гомеровским» или предполисным (до момента создания городов-государств полисов). Главным письменным источником для его изучения служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», сведения из которых дополняет и расширяет археология. Это было время так называемой военной демократии.
Рукопись Илиады. V-VI вв. н. э.
Данные раскопок свидетельствуют, что дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад, таким образом, можно говорить о том, что гомеровский период завершился регрессом античной цивилизации, поскольку народы крито-минойской культуры фактически опустились на первобытно-общинный уровень, сохранив только некоторые достижения науки и техники (гончарный круг, технику обработки металла, парусные суда, виноделие).
Гомеровский период был бесписьменным, первые известные после длительного перерыва и упадка греческие надписи принадлежат уже другой эпохе − архаической (вторая половина VIII в. до н. э.), В них уже используется алфавитное письмо, заимствованное греками у финикийцев. Этот народ купцов и мореплавателей держал в своих руках на рубеже II и I тысячелетий до н. э. практически всю торговлю на Средиземном море. Памятников финикийской культуры, строившейся в основном на заимствованиях из культур соседей почти не сохранилось. Античная цивилизация обязана финикийцам изобретением пурпура (красителя, изготовлявшегося из особого вида моллюсков), совершенствованием стеклянных изделий и, главное, созданием алфавитного письма (впоследствии усовершенствованного греками), более удобного для торговых операций, чем египетские иероглифы или вавилонская клинопись.
Финикийские купцы. Худ. Г. Пайл, 1914 г.
Период архаики (VIII-VI вв. до н. э.) вносит основополагающие перемены во все сферы жизни Греции в частности и всего Античного мира в целом. Они связаны с так называемой великой колонизацией. Многочисленные греческие колонии появлялись и на Востоке и на Западе. Изменения в хозяйственном укладе жизни, развитие рабства и товарно-денежных отношений сопровождались ожесточенной социальной борьбой, итогом которой стало установление рабовладельческой демократии. Основа античной цивилизации − полис, тот самый город-государство.
Цивилизация Древней Эллады, в отличие от предшествующих, приобретала гражданский характер, формировалось понятие государства. Доминанта сознания грека -гражданина полиса − ощущение свободы. Оно нарастает в период архаики, достигает высшей точки в классический период и постепенно угасает в эпоху эллинизма. Именно свобода является основной несущей конструкцией здания уникальной древнегреческой культуры. Демократия порождала и укрепляла в сознании граждан доверие к своему разуму. Взаимоотношения жителя Античного мира с природой и социумом не могло не отразиться на его отношениях с богами. Мир богов-жителей Олимпа был подобен миру людей, мотивы их поступков − подобны человеческим. Сверхъестественная сущность олимпийских богов для греков − это красота и абсолютная гармония, причем божественную «идеальность» они считали достижимой и для человека, по крайней мере, для героев. Античный мир знал их немало. Мифы и шире − религия являются важнейшим связующим материалом Античного мира с культурами бывшими до него. Многие греческие мифы (как и других народов) утрачены, сохранились до настоящего момента фрагментарно или были переработаны в эпохи, следовавшие за Античностью. Но даже то, что сохранилось, позволяет судить об универсальности, естественности, материалистичности, диалектичности мифов, их эстетической, нравственной, политической, социальной направленности.
Встреча Венеры на Олимпе. Худ. И. Айвазовский. 1895 г.
Природа для античного человека остается тайной и загадочной, он пока не может ее обуздать. Повседневная жизнь в Элладе – каждодневная борьба, но в ней есть и упоение победой. И хоть за жизнью следует смерть, главное в жизни – радость и наслаждение красотой. Основные черты античной эстетики, выразителем которых явилась прежде всего греческая культуре, − красота, мера, гармония. Именно в этом смысле античная культура стала классической, то есть образцом для европейской культуры, возродившейся в эпоху Ренессанса. Ведущим принципом и лейтмотивом Античного мира всегда была агонистика (состязательность). Сочетание разнообразия и взаимной лояльности породило благородное соревнование отдельных личностей, групп и полисов в целом за достижение превосходных результатов во всех сферах жизни, но особенно − в спортивных играх. Агонистика (от греческого «агон» − конкурс) − обязательный элемент культовых обрядов и ритуальных церемоний Античного мира, именно она легла в основу олимпизма и того широкого применения, которое нашла культура спорта в рассматриваемую эпоху.
Сцена из Олимпийских игр. Борьба. Худ. В. Верещагин. 1860 г.
С начала V в. до н. э. возрастает значение и влияние Афин, поэтому классический период в истории Античного мира иногда именуют аттическим. Именно обитатели Аттики (области на Юго-Востоке Средней Греции, где и расположены Афины), и прежде всего афиняне, придали неповторимое своеобразие греческой культуре классической эпохи. Период наивысшего культурного расцвета Афин наступил в правление Перикла.
Мироощущение свободных эллинов (бывших правда в меньшинстве в «демократических» Афинах) в это время поистине уникально. Никогда и нигде больше человек не воспринимал жизнь столь ясной, а человеческие возможности столь безграничными. Органическая слитность человека с полисом, частью которого он был, давала ощущение надежности, защищенности, открывала целый спектр возможностей для самореализации и изменения своего социального положения. Человек пока еще не ощущал потребности вглядеться и понять самого себя, уяснить мотивы собственных поступков, дать им оценку. Афинское государство заботилось и о культурной жизни своих граждан, предоставляя им возможность участвовать в празднествах, посещать театр. Высотой культурных запросов афинян государство гордилось не меньше, чем их богатством, победами и демократическими институтами. Свобода духа, интеллектуальная честность были присущи народу Эллады, формировались и закреплялись самим образом жизни греков, сложившейся системой образования и воспитания молодежи. Структура рабовладельческого общества способствовала появлению людей «свободных» профессий: философов, поэтов, драматургов, риторов. Греческая философия удивительно многообразна. В русле ее образовалась почва для развития античной науки. Именно в греческой философии − «матери всех наук» − возник метод, приложимый к любым сферам познания и жизни, и способ мышления, позволяющий из одного знания выводить другое.
Именно в Античном мире зародились представления о школе и в целом о педагогике, о необходимости обучения, как формы передачи знаний и опыта. Пионерами в этой области выступили софисты, благодаря которым воспитание стало пониматься как неразрывное единство физического и нравственного развития. Обучение в древнегреческих гимназиях включало чтение, письмо, зачатки математики, музыку и гимнастику. Софисты принесли с собой новый предмет, необходимый в демократических Афинах, − риторику, т.е. умение убеждать людей на народных собраниях, управлять настроениями толпы.
Как уже говорилось выше, греки вылепили культуру, в которой гармонично сочеталось духовное и физическое начало. Девизом Античности был: «В здоровом теле здоровый дух».
Символами классической греческой культуры стали боги Аполлон и Дионис. Им соответствовали два противоположных мироощущения: Аполлон − бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя. Дионис − бог раскованности и свободы, природной стихии и инстинктов, вина и виноделия, непокоя и чрезмерности. Культ Аполлона создал удивительную скульптуру, поэзию, что в дальнейшем нашло отражение в уникальных достижениях эпохи Возрождения. Почитание Диониса обусловило рождение греческой трагедии, театрального искусства, ряда направлений в античной философии, развивавшихся и после заката Античного мира. Греки полагали, что в культуре, как и в самой жизни, должны сочетаться оба эти начала. В их синтезе − залог жизнестойкости культуры, ибо господство одного из них приведет, в конце концов, либо к стагнации, застою, либо к разрушению и хаосу, протесту ради протеста.
Аполлон и Дафна. Худ. Н. Пуссен, 1660 г.
Греческая философия в эллинский период стремится разрешить вопросы этики, основным из которых является признание человеческого счастья наивысшим благом. Ответы на эти вопросы искали на рубеже IV-III вв. до н. э. новые философские течения и школы киников, эпикурейцев, стоиков. Киники (Диоген и др.) провозглашали, что в основе счастья и добродетели лежит отказ от богатства, славы, чувственных удовольствий, пренебрежение к общественным нормам. Стоики верили в возможность создания идеального «всемирного государства», населенного «гражданами мира» и основанного на разумных началах.
Диоген. Худ. Д. У. Уотерхаус. 1882 г.
Логика исторического развития привела Грецию к утрате свободы. Но парадоксальным образом, благодаря потере свободы внешней, она совершила прорыв к новым измерениям свободы внутренней. Стоицизм стал поистине национальной философией Рима, проложил европейской цивилизации путь к христианству. Первые христиане-мыслители говорили: «Господь Бог в своем попечении о человеческом роде до пришествия Христа дал евреям закон, а эллинам − философию» .
Римская культура во многом базировалась на греческой и напрямую наследовала ей. Обе эти античные цивилизации формировались на базе античной гражданской общины и основных ее ценностей. Служение общине было долгом и благом и эллина и римлянина. И греки и римляне, будучи свободными, противопоставляли свободу (хоть и толкуя ее по-разному) рабству. И те и другие не мыслили себя вне самой тесной связи гражданской общины с богами и полубогами, покровительствующими ей.
Вместе с тем между греками и римлянами имелись и серьезные различия. Наиболее яркой особенностью древнеримской культуры явилась высокая степень развития практической деятельности: военное дело, право, историческая наука, риторика, сатира, зрелища. Древнеримская цивилизация формировалась под воздействием нескольких факторов: наличие общеиталийского культурного фонда, в частности, племенных преданий, традиций в керамике и ювелирном искусстве; присутствие греческого влияния, в том числе через колонистов, владевших землями на Апеннинском полуострове; выделение значительной роли этрусского влияния, после того как этруски были покорены римлянами.
Римской культуре оказались присуща открытость, способность вбирать в себя культурные ценности других народов. Однако культурный синтез был бы невозможен без наличия точек соприкосновения различных культур. Это и обеспечило римской культуре ее удивительную жизнеспособность. Она изначально складывалась как культура синтетическая. Научные и философские идеи, мифология и искусство все переосмысливалось с позиций доминанты римского сознания: «Рим − центр мира». Еще до II в. н. э. римская культура становится двуязычной. Греческий язык стал обычным в высшем обществе. Прекрасные греческие статуи появились как в общественных зданиях Рима, так и в жилых домах, именно тогда возникло много копий с прославленных творений Мирона, Фидия, Поликлета, Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Однако, в отличие от Греции, где художников чтили как избранников богов, искусство Рима было вполне утилитарным. Утилитарность проявилась в различных сферах творческой деятельности. Рим славился искусством слова, ораторского мастерства. Существовали специальные риторские школы, причем решали они государственные задачи: готовили будущих государственных чиновников, а те несли блага римской цивилизации в самые отдаленные уголки империи.
Гермес с младенцем Дионисом. Статуя Праксителя. IV в. до н. э.
Марк Туллий Цицерон популяризировал среди римлян достижения греческой философии. Учась у греков, он вместе с тем упрекал их за увлечение умозрительными науками, в частности математикой, и считал правильным ограничить ее развитие «надобностями денежных расчетов и земельных межеваний» .
Мраморный бюст Цицерона. I в. до н. э.
Интеллектуалы Рима, по большей части, находились под влиянием философии стоиков. Внутренний мир, воцарившийся при принципате, породил оптимизм и веру в божественное провидение, которое, как учили стоики, правит миром. Эта вера соединялась с идеями исторического предназначения Рима, призванного самим провидением господствовать, неся другим странам мир и процветание.
Последним словом античной языческой философии явился неоплатонизм, заметно повлиявший на христианство. Это элитарная философия, пронизанная мистикой. Основная черта науки в римском обществе − подход к знаниям не как к теории, а как к практической дисциплине. Это определило характер римского образования и науки. Особую роль в Древнем Риме играли исторические науки (Тацит, Тит Ливи и, Полибий), биографическое творчество («Сравнительные жизнеописания» Плутарха).
Внешнее величие Рима, обожествление императоров, подобно восточным владыкам, имело теневую сторону, весьма болезненную для самих римлян. Путь простого римлянина от «гражданина» к «подданному» был легче, чем аналогичный путь грека. Римляне психологически были более готовы к повиновению. Рим в эпоху императорского правления охватила волна междоусобных войн с целью захвата центральной власти. В империи, как ранее в эпоху эллинизма, росло чувство неуверенности в завтрашнем дне, ощущение зависимости от чужой (императорской) воли.
К концу IV в. христианство становится господствующей религией в Римской империи. Диктатура крупных землевладельцев нашла в христианской религии необходимую идеологическую опору, массы − психологическую поддержку.
Автор: Санникова Ю.